Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев в интервью "Российской газете" рассказал также о новинках на полках магазинов и о том, на чем стали экономить покупатели.
Минпромторг планирует провести эксперимент, который поможет исключить "просрочку" из розницы. А много ли ее в магазинах? Как будет работать этот механизм?
Игорь Караваев: Доля потерь продуктов питания в крупных торговых сетях сейчас не превышает 2% от оборота, в целом по рынку - от 2 до 6%.
В системе маркировки можно будет отслеживать срок годности по каждой единице товара, и это позволит исключить продажу просроченной продукции. Крупные сети уже ведут проработку такого функционала. Благодаря обмену данными с системой маркировки, торговые сети смогут выявлять и предотвращать ошибки в обороте товаров, видеть нарушения по всей цепочке поставок и пресекать их.
На фоне санкций стала меняться рецептура продуктов, упаковка товаров. В каких категориях это наиболее заметно? Вернулись ли цветные упаковки с молоком и соками на полки?
Игорь Караваев: Нам известно, что были сложности с поставками некоторых пищевых ингредиентов - эмульгаторов, модифицированных крахмалов и других. Но поставщики находят способы, чтобы их решить - либо с помощью альтернативных каналов, либо за счет локализации производства этих компонентов. Поэтому покупатель по-прежнему находит в магазинах привычные продукты.
Вопрос с упаковкой решается, им занимается специальная рабочая группа при минпромторге. За счет появления альтернативных каналов поставки пищевых красок производители начали восстанавливать выпуск цветных упаковок, постепенно они вытесняют с полок белые пачки с молоком и соком.
В торговых сетях с марта появилось более 13 тыс. новых продуктов. А каких сейчас не хватает?
Игорь Караваев: Дефицита нет ни в одной из категорий. Более того, мы расширяем поставки: активно работаем с Турцией, Китаем, Индией, ближневосточными странами. Например, в таких категориях, как соусы, консервация, средства гигиены, сети начали взаимодействовать с Ираном. Фруктов больше везем из Узбекистана, Сирии. Растет доля отечественных товаров: в продовольственном сегменте сейчас их более 90%.
Ведутся ли переговоры о расширении перечня параллельного импорта для какого-то продовольствия или алкоголя?
Игорь Караваев: Мы считаем, что существующего списка достаточно - это закроет потребности потребителей в тех позициях, где без параллельного импорта мог возникнуть риск дефицита. На данный момент члены АКОРТ не ведут обсуждение по расширению списка товаров, разрешенных к параллельному импорту. Надо понимать, что этот инструмент - не панацея, он оправдан только тогда, когда речь идет о снижении доступности востребованных товаров, причем тех, которые сложно восполнить отечественной продукцией либо за счет других импортных поставщиков.
Успел ли ритейл завезти алкоголь с помощью параллельного импорта к Новому году? Где гарантия, что это не "паленка"?
Игорь Караваев: "Паленки" у нас нет, риск попадания на полки федеральных сетей контрафактного алкоголя полностью исключен. Поставки и продажи алкогольной продукции - это лицензируемый и строго контролируемый вид деятельности на всех этапах. Весь путь алкоголя до реализации отслеживается с помощью Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).
Думаю, потребитель не ощутит дефицита ни по одной из категорий алкогольной продукции. Сейчас мы активно работаем над восстановлением ассортимента импортного алкоголя, который пострадал в связи с санкциями. Спиртное, которое мы планировали ввезти через параллельный импорт, точно будет на полках к новогодним праздникам. Кроме того, сети сформировали значительный объем запасов для насыщения повышенного спроса.
По данным ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин стал больше экономить на еде. При этом почти половина россиян стали употреблять больше здоровой еды. На чем экономят в первую очередь?
Игорь Караваев: Я бы не сказал, что потребители отказываются от каких-то конкретных категорий продуктов. Но мы фиксируем рост спроса на товары низкого ценового сегмента и ощутимое снижение интереса к более дорогим продуктам. Люди стали чаще готовить дома - замедлился спрос на готовую еду.
Между тем, у значительной категории потребителей сохраняется спрос на здоровые продукты - в первую очередь это овощи, грибы, фермерские продукты, а также суперфуды и диетические крупы. В среднем торговые сети фиксируют рост продаж категории ЗОЖ на 15-20%. Мы связываем это как с продвижением здорового образа жизни - потребители, особенно в крупных городах, стали чаще заниматься спортом и заботиться о здоровье, так и влиянием пандемии, после которой люди стали больше следить за здоровым питанием.
По итогам года какого оборота розничной торговли ждете? Замедлил ли в этом году ритейл свое развитие (открытие новых магазинов, строительство складов и т.п.)? Есть ли проблемы с покупкой торгового оборудования?
Игорь Караваев: Мы склонны ориентироваться на прогноз минэкономразвития, согласно которому снижение общего товарооборота ожидается на уровне 6%. Основное замедление идет в непродовольственной и малой торговле, при этом в продовольственном секторе положительная динамика сохраняется.
В сетевой торговле ожидаем двузначного роста оборота по итогам года - не столько за счет инфляции, сколько за счет развития торговых сетей: продолжаем открывать новые магазины, покупать региональных игроков, расширяем ассортимент. Одним из драйверов роста рынка стало развитие собственных торговых марок: продажи таких товаров выросли за год более чем вдвое, и сегодня в среднем каждый пятый проданный товар - это собственная марка торговой сети. Развитие СТМ позволяет сетям оперативно восполнять ассортимент после ухода ряда иностранных брендов и производителей и обеспечивать потребителей качественными товарами по доступным ценам.
Что касается торгового оборудования, ситуация, действительно, непростая, но решаемая: сети активно замещают импортное оборудование и ПО отечественными решениями. Например, во многих магазинах уже установлены российские кассы самообслуживания. На закупку оборудования сети могут направлять субсидированные кредиты, снижая финансовую нагрузку на бизнес.
Производители просили у торговых сетей пойти на уступки - например, оплачивать скоропортящиеся товары быстрее. Вы согласились?
Игорь Караваев: Здесь важно соблюсти баланс, чтобы не получилось так, что проблемы поставщиков пытаются решить за счет розничного звена. При том, что у производителей, которые просят о сокращении сроков, маржинальность существенно выше, чем у торговых сетей. Кроме того, сейчас уже есть товары со сроком оплаты в пределах восьми рабочих дней. Надо также учитывать технические детали - например, готовность поставщиков корректно оформить необходимую документацию в сжатые сроки.
Мы готовы совместно прорабатывать эти вопросы, чтобы находить компромиссные решения. Главное, чтобы все это в итоге приводило к снижению цен для потребителей.
Недавно звучала точка зрения, что производители продуктов в России часто вынуждены продавать свою продукцию ниже экономически обоснованного уровня из-за конкуренции с товарами собственных торговых марок (СТМ) сетей. Действительно это так?
Игорь Караваев: Мы за конкуренцию, которая делает продукцию более доступной для потребителя. Востребованность и представленность продуктов на полке в конечном счете определяется предпочтениями покупателей. Рост СТМ - тренд, который сформировался в интересах покупателя. За счет этого сегмента многие производители обеспечены крупными и стабильными заказами. Думаю, со своей стороны они заинтересованы в развитии и гармонизации отношений участников рынка, АКОРТ всегда видит возможность для диалога по этой теме.
Минпромторг предложил продлить на 2023 год меру по снятию лимита по максимальной доле рынка в 25% для торговых сетей, которые собираются купить уходящие из России иностранные компании. Зачем это нужно? Кто-то еще собирается уйти с рынка?
Игорь Караваев: Международные сети, которые входят в АКОРТ, - "Ашан", "МЕТРО Кэш энд Керри", "Глобус", "Леруа Мерлен" - планируют продолжать работу на нашем рынке. Планы других иностранных сетей нам неизвестны. Мы полагаем, эта мера призвана снять барьеры для развития отечественных торговых сетей, если вдруг кто-то из иностранных игроков пересмотрит свое решение о работе в России. В этом случае мы будем готовы оперативно отреагировать.
Насколько увеличилось воровство в торговых сетях? Что воруют больше всего?
Игорь Караваев: Значительного роста потерь из-за краж не наблюдается. Торговые сети стали чаще выявлять и пресекать попытки краж, поскольку сейчас в большинстве крупных сетей действует "умная" система видеонаблюдения. Как правило, чаще всего пытаются украсть алкоголь, колбасу, шоколад.
Каким будет следующий год для российского ритейла? Какие форматы будут развиваться, а какие стагнировать? Почему?
Игорь Караваев: Если говорить о федеральной сетевой торговле, массового закрытия магазинов ожидать не стоит. Допускаю, что ритейл в рамках стандартной практики оптимизации бизнеса будет пересматривать работу каких-то отдельных магазинов.
Скорее всего, сохранится тренд на бережливое потребление, поэтому в ближайшие пару лет будут очень динамично развиваться дискаунтеры, особенно "жесткие": рост продаж в этом формате как минимум в три раза опережает обычные магазины. Неслучайно X5 Group сообщила о планах в три раза увеличить число жестких дискаунтеров "Чижик" в следующем году - до 1500 точек. Ставку на развитие дискаунтеров также делают другие мультиформатные сети - члены АКОРТ.
Еще один растущий формат - магазины у дома с небольшим ассортиментом самых востребованных продуктов в удобных для потребителя локациях. В этом году значительно снизился трафик в гипермаркетах и супермаркетах: здесь будет усиливаться развитие сервисов, которые помогут привлечь покупателей. Продолжится рост онлайн-продаж "классических" ритейлеров: сегодня его темпы в 2-3 раза выше, чем в офлайн-магазинах, поскольку потребитель привык к удобству доставки на дом. У Х5 Group выручка онлайн-бизнесов выросла за девять месяцев на 52%, у "Ленты" - на 137%, у "Магнита" - в семь раз за первое полугодие.
В целом развитие торговли будет определять платежеспособный спрос. Минэкономразвития ждет роста располагаемых доходов населения на 2,8% в следующие два года, а также двукратного снижения инфляции. Это позволяет нам надеяться на рост потребительской уверенности, а, значит, и оборота розничной торговли.