Так, Юго-Восточная Азия преследует масштабные "зеленые" цели и предъявляет высокие требования к эконаправленности бизнеса. Например, к 2060 году Китай и Индонезия планируют стать углеродно нейтральными. А значит, компаниям, которые хотят выходить на эти рынки, нужно считаться с "зелеными" планами.
Однако единых критериев для оценки "полезности" вклада пока не существует - в разных странах они различаются. Так, приняты рейтинги, которые формируют независимые исследовательские агентства, но все оценки субъективны. Они высчитываются исходя из разных критериев и баллов и основываются на открытых данных. Всего существует около 600 рейтинговых систем.
Это значит, что, выбирая рынок для выхода с продуктом, необходимо изучать существующие в стране рейтинги и критерии, чтобы понимать, к чему готовиться и что можно исправить. В будущем, как было заявлено в июне в рамках ПМЭФ, Россия и страны - члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии создадут совместную платформу устойчивого развития, которая позволит реализовывать экологические и природоохранные проекты. Это значит, что и критерии оценок могут стать одинаковыми.
В зависимости от страны социальная и экологическая повестка бизнеса может отличаться, но общие тенденции все же есть. Например, в новых условиях, когда цены на ресурсы растут, страны фокусируются на возобновляемых источниках энергии. Так, Китай лидирует по объему инвестиций в этот сектор.
Еще один актуальный для всех вопрос экологической повестки - глобальное потепление, удержание повышения среднегодовой температуры. Также можно основываться на рейтинге аналитической платформы HolonIQ "50 наиболее перспективных climate-tech стартапов в Юго-Восточной Азии" за 2021 год. Согласно этим данным, на первом месте по значимости стоит агропродовольственный сектор (32 процента). На втором - проекты, связанные с сохранением и восстановлением природных экосистем, экологичными материалами и циклической экономикой (16 процентов). Далее по значимости - возобновляемые источники энергии (12 процентов) и транспорт (10 процентов). Из этих данных можно сделать вывод, что именно перечисленные секторы наиболее интересны азиатским площадкам.
Если говорить о социальной повестке, то практически все страны волнует проблема растущих цен и неравенства в обществе. Так же, к сожалению, актуальны проблемы эйджизма и гендерного неравенства. Все эти вопросы российский бизнес не должен сбрасывать со счетов.
Однако точно не стоит "прикрываться" высокими целями, чтобы обогнать конкурентов или успешнее представить свой продукт новым потребителям. В Азии с этим борются, проверяя данные от компаний, чтобы бизнес не использовал экологическую или социальную повестку исключительно в коммерческих целях. Лучше делать небольшой, но реальный вклад.