07.12.2022 05:30
В мире

В Кыргызстане оценили стоимость прокладки железной дороги из Китая

Строительство железной дороги из КНР оценили в три-пять миллиардов долларов
Текст:  Данияр Каримов (Бишкек)
Российская газета - Экономика Кыргызстана: №276 (8924)

Магистраль даст большие экономические возможности для развития республики. / Денис Акчурин
Читать на сайте RG.RU

Правительство Кыргызстана предварительно оценило стоимость важного инфраструктурного проекта - строительства транзитного участка дороги из Китая в Узбекистан через Тянь-Шань. По словам главы кабинета министров КР Акылбека Жапарова, создание такой магистрали обойдется в три-пять миллиардов долларов. Точная сумма станет известна весной.

- Проектный институт КНР, который занимается подготовкой технико-экономического обоснования, должен предоставить нам документы в апреле будущего года, - заявил глава кыргызского правительства на заседании парламентского комитета по бюджету, экономической и фискальной политике. - Само строительство может начаться осенью.

Кыргызстан и Узбекистан завершают демаркацию и делимитацию границы

Как сообщают официальные источники, специалисты из Китая, связанные с проектом строительства транзитной ветки, в данный момент находятся на территории Кыргызстана. Они прибыли для исследований на месте в Нарынскую и Джалал-Абадскую области, через которые пройдет будущая магистраль.

Политическое руководство Кыргызстана делает ставку на строительство железной дороги из Китая. "Эта магистраль даст большие экономические возможности для развития нашей республики, - подчеркнул, выступая на Первом Народном курултае, президент КР Садыр Жапаров. - Она создаст условия для получения государством больших доходов и привлечения иностранных инвестиций в будущем. Мы говорили об этом проекте с первых лет нашей независимости, но долгое время не могли решить вопрос из-за противостояния некоторых политических интересов. Новая железная дорога позволит нам выйти к морю".

Получить выход Кыргызстан в перспективе сможет не только к китайским, но и иранским портам. Но только в том случае, если участники международного инфраструктурного проекта продлят ветку до границы с Ираном. На эту возможность, по крайней мере, указывает официальный Тегеран.

- Иран заинтересован в налаживании торгово-экономических отношений с Кыргызстаном, - заявил немногим ранее посол Ирана в Кыргызстане Саид Харрази. - Но чтобы увеличить реальный товарооборот, нам в первую очередь нужно решить проблему логистики. А для этого мы могли бы продлить железную дорогу из Китая до Ирана. Тогда у Кыргызстана и открылся бы выход к морю.

Строительство железной дороги через Киргизию стало приоритетным в ЕАЭС

Строительство дороги потенциально открывает перед Кыргызстаном и иные возможности. Руководство республики заявило о намерении начать разработку железно-рудных месторождений, открытых на Тянь-Шане. Освоение их ресурсов позволило бы снизить стоимость различных инфраструктурных проектов.

- Мы тратим миллионы долларов в год на покупку необходимого нам железа, - утверждает Садыр Жапаров. - Если на эти средства построить современный завод по переработке железной руды, мы не только остановим отток средств из страны, но и принесем значительный доход в казну -благодаря как экспорту продукции, так и использованию собственного металла при возведении гидроэлектростанций и прочих сооружений, прокладке железных дорог.

Справка "РГ"

Кыргызстан ведет с Китаем переговоры о строительстве третьей автодороги между странами. Она, как предполагается, пройдет через перевал Бедел.

- Дорога через этот перевал открыла бы самый короткий маршрут в КНР, - поясняет депутат парламента Нуржигит Кадырбеков. - Ее протяженность составила бы всего 150 километров, и это не единственная выгода. Дорога позволит развивать Кара-Кульджинский район, через территорию которого она пройдет.

Как утверждает глава правительства КР Акылбек Жапаров, переговоры с китайской стороной о проекте новой автодороги близятся к завершению.

Кыргызстан