Открытая добыча угля считается более безопасной, чем подземная. И все же на разрезах периодически случаются ЧП, в том числе с большегрузными самосвалами. Очередная авария произошла этой весной: многотонный БелАЗ сорвался с 40-метровой высоты на одном из угольных разрезов недалеко от Кемерова. Большегруз получил серьезные повреждения, шансов спастись у водителя не было.
Управление тяжелой техникой требует не только высокой квалификации, но физического здоровья, ясного сознания и мгновенной реакции работающих на ней людей. И лучше отслеживать все эти параметры в течение всей рабочей смены. Потому компания "Кузбассразрезуголь" приступила к внедрению интеллектуальной системы контроля усталости водителей. Благодаря камерам и другому бортовому оборудованию специальная ИТ-система наблюдает за каждым из них в режиме онлайн.
Расположенные на уровне глаз водителя оптические сенсоры считывают малейшие изменения его взгляда и каждый поворот головы, когда машина движется со скоростью более десяти километров в час. И как только человек за рулем хотя бы на секунду отвлекается от управления транспортным средством, раздается предупредительный звуковой сигнал, запускается вибромотор под водительским сиденьем. А если в течение минимум восьми секунд водитель не реагирует на звук, включается сирена.
- Наша цель - предотвратить дорожно-транспортные происшествия на производстве, связанные с потерей концентрации внимания, - пояснил начальник департамента по охране труда и промышленной безопасности угольной компании Вячеслав Леонов. - Для этого при помощи видеокамер, установленных в кабине самосвала и снаружи, информация о функциональном состоянии каждого водителя передается в диспетчерский пункт.
Примечательно, что "умную" систему угольщикам поставил российский производитель. А усовершенствовать разработку позволили замечания специалистов-практиков, сделанные в процессе опытной эксплуатации. Например, была добавлена функция сбора и хранения статистики по каждому водителю с передачей данных диспетчеру в режиме реального времени. После промышленных испытаний систему контроля установили на 348 самосвалах Кедровского, Моховского, Бачатского и Талдинского угольных разрезов. И до конца года необходимым оборудованием оснастят 155 машин еще на двух разрезах - Краснобродском и Калтанском.
В условиях санкций, введенных Западом, появляются и разработки, способные заместить продукцию зарубежных поставщиков в угольных шахтах. Так, компании "СУЭК-Кузбасс" пришлось срочно искать альтернативу ушедшим из России иностранным средствам защиты органов дыхания от угольной пыли. Проанализировав рынок СИЗ, угольщики закупили пробные партии полумасок, провели производственные испытания и по их результатам выбрали нового, отечественного поставщика. Качество его продукции, на девяносто процентов изготовленной из современных отечественных материалов, подтверждено сертификатами, а стоят полумаски вдвое-трое дешевле, чем импортные аналоги.
У компактного и легкого изделия, которое идет в комплекте с противогазовыми фильтрами, фиксированная форма каркаса, что препятствует деформации. Подмасочник из силикона позволяет плотно прилегать к лицу, а специальный рычаг - быстро сбрасывать полумаску, не снимая каски и наушников. Под землей ведь каждый нюанс имеет значение. Еще одна важная деталь - клапанная коробка с выходом вниз, благодаря чему поток воздуха не воздействует на рабочую поверхность, и у шахтеров не запотевают защитные очки.
Состояние промышленной безопасности на предприятиях отрасли, включая организацию труда горняков, обсудили недавно на площадке Кузбасского государственного технического университета угольщики, ученые и представители надзорных органов. К слову, среди импортозамещающих новых продуктов и технологий, разрабатываемых в вузе, есть линейки роботизированных карьерных самосвалов с электромеханической транс-миссией для безлюдной добычи полезных ископаемых, а также мобильных роботов с системой управления на основе искусственного интеллекта.
На этот раз представители университетского инжинирингового центра промышленной, геодинамической и информационной безопасности подняли тему обеспечения угольных шахт пунктами коллективного спасения и пунктами переключения в резервные самоспасатели (ППС). Актуальность этой темы подтвердила прошлогодняя трагедия на шахте "Листвяжной". И сегодня кемеровская компания, получив федеральную поддержку, налаживает производство мобильных укрытий - защищенных подземных сооружений, где будут храниться запасное оборудование и средства защиты горняков.
Такие пункты необходимо устанавливать в шахтах - на маршрутах выхода людей из подземных выработок в случае ЧП. При этом разработанные в Кузбассе ППС дешевле тех, что предлагают угольщикам зарубежные, в частности, китайские производители. Плюс наши пункты оснащены системами мониторинга, позволяющими не только обмениваться информацией с диспетчерами, но и контролировать количество резервных самоспасателей, их качество и сам процесс переключения.