19.12.2022 15:10
Культура

Театр "Санктъ-Петербургъ Опера" представил мировую премьеру сочинения Бизе

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Большое музыкальное событие случилось в Петербурге - мировая премьера оперы "Иван Грозный" Жоржа Бизе в полной сценической версии. Поставил ее народный артист России, художественный руководитель и основатель театра "Санктъ-Петербургъ Опера" Юрий Александров.
Премьера оперы "Иван Грозный" / Предоставлено театром "Санктъ-Петербургъ Опера"
Читать на сайте RG.RU

Петербургский театр первым в мире представляет некогда утерянный шедевр великого французского композитора с восстановленными частями партитуры. Творческая команда коллектива провела колоссальную работу по поиску и реставрации нотного материала оперы.

- "Раскопал" это произведение директор нашего театр Евгений Малыгин и сказал: "Надо поставить", - рассказал Юрий Александров. - Мне очень понравилась партитура, и началась работа. Эта постановка продолжает политику нашего театра на показ сочинений несправедливо забытых, не понятно почему не исполняемых. Такими, например, были "Эсмеральда" Даргомыжского (опера великого русского композитора не шла в России), "Крым" Коваля, "Молодая гвардия" Мейтуса, "Октябрь" Мурадели…

У вас только что прошла премьера мюзикла "Петр I" в петербургской Музкомедии. И вот еще один русский царь. Причем вы работали одновременно над этими постановками. Есть у них точки пересечения?

Юрий Александров: Верно, у меня сейчас выдался "державный" период. Я считаю своевременной постановку и "Ивана Грозного". Эти герои - великие российские деятели, они объединяли страну, приращивали к ней территории. И сейчас у нас такая же ситуация. Идет борьба, мы доказываем свою независимость, это наша российская тема. Россия всегда волновала Европу - и не только политиков, которые пытались с нами бороться, безуспешно, но и музыкантов, композиторов. Об Иване Грозном написано 14 оперных сочинений. В основном, там показан зловещий старик, горбоносый, снятый с известного бюста Антокольского. Но взгляд молодого француза Бизе на фигуру Грозного - неоднозначен: оказывается, стоит почитать письма Иоанна Васильевича, он был замечательным литератором. У него прекрасные мысли, идеи, слог. Поиски его библиотеки до сих пор будоражат умы историков.

Хореограф Вячеслав Самодуров: "Частушки" Щедрина - грандиозное сочинение с огромной энергией

Интересен взгляд Бизе на молодого, влюбленного Ивана - не циника, интригана, а наоборот - ставшего жертвой интриги. В спектакле есть один исторический мотив: женитьба Грозного на черкесской княжне Марии, дальше - вымысел, сказка, версия француза, который, наверное, никогда не был в России. Он написал романтическую оперу. Музыка душевная, сердечная. Зрителю сейчас, в наше "железобетонное" время", нужны романтические истории, сказки, как ни странно. Его нужно привлечь в театр не пошлостью, а человеческими судьбами. Для нас это главная задача. Я позиционирую наш театр как театр-дом, куда люди приходят и получают не только информацию, но и душевные потрясения.

Так получилось, что я одновременно работал над этими постановками - "Петр I" и "Иван Грозный". Главное, что их объединяет - мое патриотическое отношение к нашему государству и к тому, что происходит сегодня вокруг России. Я считаю, что это тема очень важна, и мне радостно видеть, как после каждого спектакля "Петр I" вставал весь зал - и долго аплодировал. Я понял, что мы попали в сердцевину сегодняшней ситуации. Я буду рад, если публика заинтересуется и другой великой личностью - Иваном Четвертым.

Как показывает время, в России были замечательные цари. Они собирали страну, отстаивали интересы России, построили Санкт-Петербург, открыли Эрмитаж… Дай бог нам и в будущем таких мудрых руководителей, объединяющих нашу великую, гениальную страну.

У этих произведений разные композиторы. Американец Фрэнк Уайлдхорн - в пятерке ведущих бродвейских композиторов, он написал роскошный мюзикл. А поскольку у него есть одесские корни, он с большим тактом ввел в музыку русские мотивы, ибо обожает Рахманинова, Мусоргского… Бизе затронул совсем другие струны этой темы. Что еще объединяет эти сочинения: в них показан страдающий царь, не диктатор, не узурпатор, который идет по трупам. В финале Петр говорит: "А зачем я все это делал? Может, я был не прав?" У лидера страны - сомнения, это большая человеческая драма. Екатерина говорит ему: "Нет, все было не напрасно. Посмотри, какой город ты построил". И публика, выходя из театра на Площадь искусств, видит роскошный Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский театр и понимает, что сделал Петр Великий.

В Петербурге за самоваром и пряниками объявили программу театрального фестиваля "Вперед к Островскому!"

Как работали над декорациями, костюмами для "Ивана Грозного"?

Юрий Александров: Последние 45 лет мы активно сотрудничаем с замечательным художником Вячеславом Окуневым, моим другом. И, конечно, трудно было бы представить этот проект без него. У нас сложная площадка - миниатюрная, и надо придумать решение с масштабными декорациями. Дух и стиль эпохи, атмосферу Кавказа, где начинается действие, потом - Москвы, Кремля может передать только большой мастер. Мы пришли к выводу, что чем меньше декорации, тем лучше. Главное на сцене - человек, его страсти, переживания, взаимоотношения… Какие-то практикабли не создают психологической атмосферы (а она важнее буквы), они лишь подпорки: куда артисту встать, на что сесть. Нам хотелось создать атмосферу спектакля - душного Кремля (словно закрытая шкатулка), куда не прорваться простому человеку, или воздуха Кавказа - с термальными источниками, горными ущельями, поющими девушками. Никаких излишеств, позолот, колонн, все сосредоточено на психологии артиста.

Все знают, что Окунев делает великолепные костюмы. Мы искали красоту костюма того времени, роскошества и, к счастью, у нас внезапно появился партнер (оказавшийся поклонником нашего театра) - ювелирный дом AXENOFF, предоставивший красивые украшения для наших солистов.

Опера звучит на языке оригинала - французском (с русскими субтитрами на экране). Это ваша принципиальная позиция?

Юрий Александров: Да, мы обязаны петь аутентично. Это, конечно, сложно, но наши солисты уже освоили итальянский, английский, немецкий, французский. Для нас это норма.

И еще. В спектакле, как обычно, занята практически вся труппа. У нас три состава исполнителей. В роли Ивана Грозного: Юрий Борщев, Алексей Пашиев, Владимир Целебровский. Надеюсь, у этой премьеры будет хорошая, долгая жизнь, потому что Бизе - удивительный, редкий композитор. Уверен, что для новогоднего Петербурга этот спектакль станет хорошим подарком. Приходите к нам с детьми! Кстати, у нас идет еще одна опера Бизе - "Искатели жемчуга", менее известная, но не менее гениальная.

Прямая речь

Александр Гойхман, дирижер-постановщик спектакля:

- Музыка этого сочинения - очень театральная и живописная. Это опера гранд, там огромные хоровые сцены, большие финалы, и много что можно представить: ручейки, журчание воды, пение кавказских девушек, потом вдруг военные скачки, затем переносимся в Кремль, музыка звучит серебристо, лучисто, а дальше - пьянка опричников, разухабистая музыка… Есть в лейтмотиве Ивана пересечение с музыкой Мусоргского, интервальная перекличка. Или вдруг возникает орган - причем в старообрядческой церкви, церковное пение, эквивалент Марфы из русской "Хованщины". В этом спектакле много мягкости, ажурности, но есть и жесткость и даже страшная музыка. Например, меня поразила такая сцена: опричники пьют вино - как будто кровь своих жертв, как вампиры.

Справка "РГ"

Оперу "Иван IV" Бизе писал около двух лет (1862 - 1864). История этой партитуры - загадочная. Ни один театр не принял в то время сочинение к постановке. Есть разные версии, например, такая: Бизе написал романтическую оперу, и она не вписалась в контекст времени, в созданных прежде произведениях закрепился образ Ивана Грозного как жестокого правителя, узурпатора. После этого композитор разорвал партитуру, но мудрая супруга собрала нотные листы и сохранила их до лучших времен. В 1938 году отмечали столетие со дня рождения Бизе и восстановили партитуру оперы - но без пятого акта. Премьерный показ, сыгранный труппой Большого театра в Бордо, состоялся в 1951 году - в четырех действиях вместо пяти. В середине XX века оперу несколько раз исполняли во Франции, Германии и Швейцарии, после чего о ней забыли.

Юрий Александров выпустил полную версию, впервые в мировой оперной истории.

Тем временем

20 декабря театр "Санктъ-Петербургъ Опера" представит спектакль Юрия Александрова "Петр Первый, или Невероятные приключения русского царя" на музыку Гаэтано Доницетти на сцене Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана в Ташкенте. Гастроли организованы правительством Северной столицы при финансовой поддержке городского комитета по культуре.

Классика Санкт-Петербург Музыкальный театр