Премий в области искусства на сегодняшний день существует немало, в некоторых сферах - театральной, литературной, кинематографической - далеко не по одной. А вот концертная и филармоническая практика, в рамках которой функционируют симфонические оркестры, ничем подобным отметиться не могла. Собиравшиеся на фестивалях и форумах дирижеры и директора филармоний могли только сокрушаться о том, что ничего подобного театральной "Золотой Маске" в их корпоративном сообществе не существует. Придумать нечто похожее мешало то обстоятельство, что концертная программа в отличие от спектакля, живет недолго, в лучшем случае может быть повторена несколько раз, но чаще остается единственным фактом исполнения. И это делает работу экспертов практически неосуществимой.
Выход был найден, как ни странно, в пандемийную эпоху, время сложных обстоятельств и жестких ограничений. Именно тогда в филармонической практике на первый план вышел формат онлайн-концерта и онлайн-трансляции. Идея взять за единицу конкурсного измерения симфонический концерт, имевший прямую трансляцию, принадлежит петербургскому музыкальному критику и эксперту Надежде Маркарян. Вместе с небольшой командой она разработала формат конкурса, систему номинаций и придумала название: "Что может быть интегралом для всех симфонических концертов и символом оркестровой культуры в целом? Конечно же, нота "ля", на все лады звучащая перед всеми концертами во всем мире: 440 герц и есть та самая нота".
В качестве поддержки были привлечены статусные фигуры. Быть президентом Большой оркестровой премии "440 герц" дал согласие крупнейший отечественный дирижер Юрий Темирканов, а возглавить жюри согласились наследники двух самых знаменитых отечественных композиторов XX века, чьи произведения должны были непременно быть в исполняемой конкурсной программе (2021 год был юбилейным для обоих): Максим Шостакович и Габриэль Прокофьев. Идея новой премии получила поддержку Президентского фонда культурных инициатив. Летом в рамках проекта на базе Санкт-Петербургской филармонии был проведен образовательный курс "Филармония онлайн", и специалисты Московской филармонии щедро делились опытом в деле трансляций академической музыки из концертных залов.
В начале года, когда Большая оркестровая премия "440 герц" объявила прием заявок, итоговая церемония предполагалась масштабным событием с приглашением в Петербург оркестров-победителей. Из-за вмешавшихся обстоятельств ее пришлось провести намного скромнее, на другой день после итогового заседания жюри. В присутствии гостей и прессы вскрывались конверты с именами лауреатов, всё транслировалось в прямом эфире, а призы - изящные прозрачные статуэтки с логотипом премии - позднее отправились по адресам.
В числе более трех десятков присланных заявок (а в стране - около сотни симфонических оркестров) оказались известные российские коллективы, и география конкурса даже для первого раза впечатляла своим охватом: 18 российских регионов, города от Белгорода до Якутска. Отсутствие топовых столичных оркестров (кроме московского "Musica Viva") интригу не отменило, но позволило жюри отметить как известных региональных лидеров: оркестры из Казани и Екатеринбурга, так и достижения многих российских коллективов, включая оркестр Астраханского оперного театра. В номинации "Дирижер" победителем стал Александр Сладковский с программой руководимого им оркестра республики Татарстан, а за трансляцию этого концерта (номинация "Качество трансляции") премию получил Зал им.Чайковского Московской филармонии. Первым лауреатом в номинации "Соло с оркестром" повезло стать скрипачу Гайку Казазяну, выступавшему с Томским симфоническим оркестром. "Событием" жюри признало челябинскую программу "Прокофьев" (дирижер Адик Абдурахманов, ведущий - Юлиан Макаров). Номинация "Слово о музыке" досталась Артему Варгафтику, номинация "Аккомпанемент" - Анатолию Левину и оркестру Московской Консерватории, а номинация "Гость" - английскому пианисту Джордж Харлионо, игравшему с оркестром "Musica Viva". Этот же московский оркестр и дирижера Александра Рудина отметили в номинации "Стилистическая точность исполнения". Едва ли не главная номинация "Симфонический концерт" досталась Уральскому филармоническому оркестру под управлением Дмитрия Лисса. В Екатеринбург отправилась и внеконкурсная номинация "Меценат", ее получил Владимир Черкашин, возглавляющий "Благотворительный фонд поддержки УАФО".
Конкурсы в искусстве, как известно, вызывают много споров и дискуссий, но любовь к турнирам разного рода и соревновательный азарт никто не отменял. После проведения первого цикла можно надеяться, что новая премия "440 герц" будет поднимать престиж и привлекать внимание более обширных кругов публики к важной и духовно ценностной, но, как ни крути, элитарной сфере академической музыки.
Надежда Маркарян, музыкальный критик, эксперт:
- Есть только два вида искусства, где контакт с публикой происходит здесь и сейчас, где с современником всегда "говорит" современник. Это театр и музыкальное исполнительство.
Однако театру повезло больше. В его афише спектакли повторяются. А в филармонической афише - нет. Именно поэтому симфоническая культура долгое время была обойдена экспертным вниманием и участием в национальных премиях. Ситуацию изменили трансляции, ставшие частью концертного процесса. Они продлили жизнь симфонической программы, и музыкальное исполнительство получило, наконец, свою "Золотую маску". Ею стала Большая оркестровая премия "440 герц". Высокий исполнительский уровень лучших оркестров российских столиц - факт хорошо известный. Но что регионы богаты прекрасными оркестрами, что столько креатива вложено в создание оригинальных программ - это было для меня совершенно неожиданно. Как и то, сколько коллективов захотели принять участие в конкурсе. Число тридцать шесть в первый же год - кажется мне показателем необходимости такой премии".
Итоги Большой оркестровой премии "440 герц"
Качество трансляции
Концертный зал им. П.И. Чайковского Московской государственной академической филармонии за трансляцию концерта Государственного академического симфонического оркестра республики Татарстан, 23 сентября 2021 года
Слово о музыке
Артем Варгафтик в программе Академического симфонического оркестра Нижегородской государственной академической филармонии им. Ростроповича ко дню 115-летия Дмитрия Шостаковича
Событие
Программа "Прокофьев" из цикла "Слова и музыка к тебе". Ведущий - Юлиан Макаров. Государственный симфонический оркестр Челябинской области под управлением Адика Абдурахманова
Соло с оркестром
Гайк Казазян за исполнение концерта для скрипки с оркестром Людвига ван Бетховена в программе Томского академического симфонического оркестра под управлением Михаила Грановского.
Гость
Джордж Харлионо за исполнение концерта №5 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена в программе Московского камерного оркестра "Musica Viva"
Аккомпанемент
Анатолий Левин и Концертный симфонический оркестр Московской Консерватории в программе с выпускниками класса профессора Доренского
Дирижер
Александр Сладковский в программе Государственного академического симфонического оркестра республики Татарстан на сцене Концертного зала им. Чайковского, 23 сентября 2021 года
Стилистическая точность исполнения
Александр Рудин и Московский камерный оркестр "Musica Viva" с программой в Московском концертном зале "Зарядье" 14 декабря 2021 года
Симфонический концерт
Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса с программой от 22 ноября 2021 года
Внеконкурсная номинация
Меценат - Владимир Алексеевич Черкашин
За многолетнее служение музыкальному искусству (посмертно) - Наталия Моисеевна Вильнер, Александр Моисеевич Скульский
Специальные дипломы жюри
За мастерство ансамбля - солистам группы деревянных духовых инструментов Симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии за исполнение "Шехеразады" Римского-Корсакова в программе 9 апреля 2021 года.
За симфоническую культуру - главному дирижеру Белгородской государственной филармонии Рашиту Нигаматуллину.
За творческую индивидуальность - Государственный симфонический оркестр "Symphonica artica" (Якутия).
За оригинальность программы - Программа "1941", посвященная симфоническим произведениям 1941 года, Томского академического симфонического оркестра.
За высокое качество симфонической программы оперного театра - Симфонический оркестр Астраханского государственного театра оперы и балета, главный дирижер - Валерий Воронин.