21.12.2022 10:30
Общество

Как сибирские студенты помогли железнодорожникам справиться с наплывом пассажиров

Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Неделя - Сибирь: №289 (8937)
В этом году на железной дороге вырос пассажиропоток, в сезон отпусков были сформированы дополнительные составы. А значит, понадобились рабочие руки - более семи тысяч студентов (22 процента от общего количества персонала) трудились проводниками вагонов. И ребята говорят, что, несмотря на все сложности, намерены повторить этот опыт.
Несмотря на беспокойный характер работы, большинство студентов испытание железной дорогой выдерживает / РСО
Читать на сайте RG.RU

Чтобы попасть в отряд проводников, одного желания мало. Студенту нужно пройти четырехмесячную профессиональную подготовку и медкомиссию, а также сдать психологический тест на стрессоустойчивость. Каждый, кто выдержал строгий отбор, теоретически готов провести лето в поезде дальнего следования. Но только теоретически.

- Вся теория разом вылетела из головы, как только мы вошли в вагон, чтобы его принять, - признаются второкурсницы ОмГУПС. - Пятьдесят четыре места! Значит, столько же должно быть матрасов, подушек и одеял. Плюс белье, стаканы и ложки. Плюс устаревшие электрощитки, которые мы "не проходили". А тут толпа пассажиров. Орущая команда малолетних футболистов. Застрявший в проходе колясочник. Бабуля с тяжелым чемоданом, срочно требующая чаю. Неизвестно откуда взявшийся пес. Ужас, одним словом.

Опытные коллеги дебютанток успокоили. Им еще повезло: руководство данного поезда лояльно относится к студенткам, не то, что другие. Главное, выдержать первый рейс, а там все пойдет как по маслу.

- Первые уроки сразу запоминаются, и потом ошибок уже не повторяешь, - вспоминает командир отряда, магистрант ОмГТУ Хусан Ажибаев. - Недостачу, конечно, приходится возмещать. Пропадет стакан - двести рублей, комплект белья - полторы тысячи. Главное, чтобы не умыкнули пылесос. Если сядет безбилетник, тоже придется раскошелиться, при этом не исключено, что твоя карьера на железной дороге может вообще закончиться.

"Движение первых": Чем будет заниматься новая организация, какие ценности исповедует и как к ней присоединиться

Новички, у которых глаз еще не наметан, периодически наступают на эти "грабли". Как это случилось в поезде "Омск - Адлер", когда на посадку примчался пассажир, отставший от другого состава. Проводник увидел в билете свой шестой вагон и посадил парня. Пришлось оплачивать билет за счет студента. Проводники, проспавшие остановку и не высадившие пассажиров, где полагалось, тоже оплатили их проезд до обозначенного в билетах пункта.

- После таких случаев стразу становишься супервнимательным. Четко видишь на билете все отметки. Кто куда едет и когда выходит. Кто медик (только он имеет право выдавать пассажирам медикаменты в случае необходимости). Кто с проблемами. Особенно запомнился отсидевший парень с резкими перепадами настроения, с которым путь от Кисловодска до Питера нам показался вечностью, - рассказывает Хусан Ажубаев. - За три года стройотряда я многому научился, в том числе не повышать голос в ответ на агрессию. Иногда даже по тому, как человек подает паспорт, ясно, что ехать будет нескучно. Поэтому важно, чтобы, уже садясь в поезд, он понимал, что проводник - хозяин вагона, и с заведенным здесь порядком придется считаться.

Держать марку получается не у всех.

- Работа проводника - это ежедневная уборка, обслуживание, ночные остановки. Помимо этого, его постоянно будят. Из-за кондиционеров: одним пассажирам жарко, другим холодно. Из-за соседей по купе, которые храпят и мешают уснуть. Из-за навязчивых ловеласов, которым приглянулась симпатичная попутчица. Из-за туалетов. Вроде, уже сто раз сказано, как ими пользоваться, но унитазы "опять кто-то засорил бумагой, и они не работают". Иногда граждане умудряются вывести из строя сразу оба биотуалета, превращая поездку в настоящий кошмар. К счастью, такое происходит нечасто, - вспоминает инструктор РСО, третьекурсница ОмГУ Юлия Позднякова.

Сибирские студенты подарили автомобиль стройотряду из ЛНР

Пассажиры в вагоне - самые разные, порой встречаются не особо адекватные. В случае опасности на помощь придет начальник поезда, который имеет право высадить хулигана, вызвать наряд полиции. А если в вагоне много детей, то будут горы мусора, хоть каждый час убирай. Регулярно составы контролируют инспекторы, периодически -ревизоры. В общем, не забалуешь.

- Несмотря на беспокойный характер работы, большинство студентов испытание железной дорогой выдерживает. И по окончании трудовой вахты они становятся совсем другими, взрослыми людьми, - говорит Юлия Позднякова. - Но некоторые с самого начала чувствуют себя не в своей тарелке. И просятся домой, к маме.

По словам бойцов, работая по графику "неделя - три выходных", за лето можно заработать 45 тысяч рублей. Если трудиться без напарника и перерывов - вдвое больше. К плюсам стройотряда можно отнести жизненный опыт, который невозможно получить в вузовской аудитории, но который очень пригодится после защиты диплома. Студенты признаются, что работа проводника - это не только воспитание выдержки и ответственности, но и море ярких впечатлений, создающих ощущение полноты жизни. Это и возможность приобрести хороших друзей. Поэтому на следующий год семьдесят процентов из них вновь примерят стройотрядовскую форму.

На Урале запустили туристический ретропоезд

А самых успешных приглашают работать в федеральную пассажирскую компанию.

- Недавно в депо меня перепутали с начальником поезда, - улыбается Хусан Ажибаев. - А вскоре предложили такую работу. Думаю, стоит попробовать.

Справка "РГ"

По данным РСО, в сезоне-2022 было трудоустроено более 150 тысяч студентов, они трудились по всей стране, а также принимали участие в гуманитарных миссиях в Донбассе. Студенты вернулись на главную молодежную стройку - БАМ. По заявкам работодателей плановый сводный отряд здесь пришлось увеличить почти в шесть раз - до 1 366 человек. Помимо строительства магистрали студенты работали на всероссийских объектах: "Кузбасс", "Прорыв" (Северск), "Норильск" и других.

При поддержке государства профессиональную подготовку по рабочим специальностям получили почти двадцать тысяч студентов. Почти шесть тысяч человек за счет средств федеральной пассажирской компании прошли обучение по специальности "Проводник пассажирского вагона".

Семьдесят процентов стройотрядовцев, работавших на железной дороге, готовы повторить это в следующем году. / РСО

Образование Омск