Сиквел "Аватар. Путь воды" на экранах планеты. Кроме США, его крупнейшими рынками оказались Китай, Индия, Южная Корея, Франция, Германия, за первые дни собрано более 500 миллионов долларов. Он даже выходит в отдельных городах России в пока непонятно каком качестве на пиратских копиях. В мировой прессе доминирует мнение, что это ни в коем случае не повторение пройденного - это прорыв в новое качество кино, с каким мы еще не встречались.
После кровавых битв обитателей Пандоры с земными оккупантами агрессоры взяли паузу, чтобы учесть причины поражения, подкопить сил, возродиться в обличье аватаров, обретя их рост, силу и быстроту, - и вернуться на Пандору. Тем временем Джейк Салли обзавелся семьей, и первые кадры сиквела полны безмятежного счастья на прекрасной планете среди подросших детишек и дружественной природы. Но в небе уже зажглась кровавая звезда: летят полчища механических чудищ, сотворенных людьми, чтобы разрушать, жечь и убивать. Земляне возвращаются на Пандору - отхватить там новые территории, уничтожить обеспечивающую жизнь инфраструктуру, а главное - ликвидировать "главаря" Джейка Салли. А проще говоря, возродившийся в теле аватара и ставший подобным обитателям Пандоры полковник Куорич хочет отомстить морпеху за "предательство" и свое поражение.
Наскоро напомнив обстоятельства действия, трехчасовой сиквел переходит к главному сюжету. Понимая, что против армады "небесных людей" он бессилен, Джейк решает с семьей перебраться в другую часть Пандоры - к племенам Меткаина, обитающих на океанических островах в дружбе с водными стихиями. Если в первой части мы наслаждались воздушными трюками, полетами над пропастями среди висячих скал, диковинных птиц, порхающих медуз и стремительных звероящеров, теперь головокружительная акробатика переносится в океанские пучины, и здесь художники дают волю фантазии, способной любого скептика повалить на обе лопатки. Режиссер использует новаторские, специально для фильма разработанные технологии 3D, экспериментирует с частотой кадров, но при это менее всего похож на коммерсанта, прикидывающего, чем еще взять будущего клиента. Он - и это его главный секрет - сохраняет детский азарт художника, вторгнувшегося в неведомое пространство и его неутомимо исследующего. Можно спорить о вкусах, скептически оценивать хвосты у героев или их дикарскую раскраску, но это мир Кэмерона, он не обязан следовать нашим предпочтениям - наше право принять его или нет.
Но большинство скептиков быстро сдаются. Высоченные гибкие фигуры с пронзительно человеческим взглядом становятся нам родными, мы вместе с ними страдаем, за них боимся, ими восхищаемся. А что тут такого - разве не переживали мы за олененка Бэмби, не презирали злую волшебницу Мачеху у раннего Диснея, не любили не существующих в природе гномов? Это магия таланта - заставить нас поверить в придуманный мир. Потому что в нем отразились все те же земные мотивы преступлений и наказаний, отцов и детей, горя от ума… Новый "Аватар" включил в себя все эти мотивы, стянув под крыло фантастической фабулы еще и "Титаник", "Терминатор" и, конечно, "Бездну". "Словно Кэмерон решил окончательно переселиться на Пандору, взяв с собой все самое дорогое", - предположил критик Брайан Таллерико.
Водное племя, приняв "понаехавших" хмуро, в конечном итоге оттаивает. Его предводитель Тоновари, следуя традициям чести, берет пришельцев под свое покровительство, но земляне, выследив беглецов, приступят к уничтожению мирных селений Меткаина. На чьей стороне автор фильма, можно не объяснять - это и после первого "Аватара" вызвало поток гневных обвинений в предательстве интересов человечества в пользу сизых хвостатых. С тем же успехом можно обвинять в нехватке патриотизма Гулливера, нашедшего больше человечности в жизнеустройстве гуигнгнмов, чем в родной Англии. Картина Кэмерона, при всей ее невероятной зрелищности, воспринимается как развернутая метафора современного мира с его явной тенденцией к утрате завоеваний и ценностей гуманизма.
Океаны давно приковали внимание режиссера. Еще приступая к "Титанику", он привлек советское судно "Академик Келдыш" с его подводным снаряжением к разведывательным экскурсиям в глубины Атлантики к останкам лайнера. К водным просторам он потом возвращался снова и снова: его тревожило их экологическое состояние под натиском цивилизации. И теперь он дает себе волю, вместе со зрителями гарцуя верхом на фантастических морских тварях, проникая даже в их разверстые пасти, в их фосфоресцирующее чрево. Те, кто готовы вслед за ним вернуться в счастливое детство, когда в полете воображения всё становится возможным, будут наслаждаться прозрачностью вод, ревом волн и сверканием брызг, учиться вместе с героями надолго задерживать дыхание и находить братьев по одиночеству среди тоскующих китообразных. Тем более, что изображение на экранах IMAX, говорят, вплотную приблизилось к эффектам виртуальной реальности. Это как Диснейленд, который, не побывав, не оценишь. Смотри фотографии и видео на мобильнике хоть до посинения - не поймешь, что это. Только личный опыт.
По сравнению с первой частью сиквел богаче сюжетными линиями - они ветвятся, число главных героев множится, теперь к поединку Джейк - Куорич присоединяются Паук - метис-полукровка с лицом человека (в этой роли 18-летний Джек Чемпион), сыновья Джейка и враждующие с ними подростки Меткаина, лидер водного племени с его подозрительной супругой (Кэйт Уинслет), а также дочка погибшей Кири, которой вечно грезится мать (Сигурни Уивер), - и без того огромное полотно картины неудержимо расширяется, вбирая в себя все большее число персонажей и событий. Это фильм, который не охватишь с первого просмотра - такое количество щедрой на детали визуальной информации он обрушивает на зрительный зал. И если поток блокбастеров последних лет приучил зрителей к полному отсутствию авторского начала, к обезличенности компьютерных трюков и общей бессмыслице, то Кэмерон остается верным принципам авторского кино с его "люблю" и "ненавижу", с его месседжами и надеждами пробудить в нас обленившуюся мысль и уснувшую совесть.
Тайна Кэмерона индивидуальна: только он умеет так вовлечь вас в придуманный им мир, заставить поверить в его реальность настолько, что потом трудно выйти на улицы унылых будней. Вы даже будете тосковать по волшебному миру неземной красоты и киношной динамики, по свободному полету фантазии. Вероятно, это и есть квинтэссенция самого понятия о кино, каким оно грезилось его первому магу Мельесу и его последователям от Роу до Диснея.
Кстати
По отзывам, самым спорным элементом фильма стало использование высокой частоты кадров. Новые технологии HFR позволяют вместо обычной скорости в 24 кадра достичь проекции в 48, 60, даже 120 кадров в секунду. Кэмерон сначала предполагал снимать в HFR все новые серии "Аватара", но потом отказался от этой идеи, опасаясь, что резкая смена привычных технологий отшатнет часть публики. Поэтому высокая частота кадров в новой серии используется только в наиболее динамичных сценах.