Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра
Как вы оцениваете появление нового музыкального центра на юге России?
Валерий Гергиев: Мы с огромной надеждой смотрим на сценарий ближайшего будущего здесь. "Сириус" - замечательная идея, которая помогает сфокусировать усилия и всей страны, и каждой отдельной отрасли, чтобы беречь наши культурные сокровища. Думаю, что в будущем "Сириус" станет одной из культурных столиц. Я несколько часов провел в строящемся музыкальном театре и концертном зале. Мне кажется, здесь будет большой интерес к выступлениям и знаменитых мастеров, и дебютантов - лауреатов конкурса Чайковского. Мы несем большую ответственность за результаты конкурса Чайковского и вместе с Сергеем Ролдугиным многие годы занимаемся продвижением молодых артистов.
А чем интересен "Сириус" в качестве центра музыкальной жизни?
Валерий Гергиев: Этот громадный регион - весь Краснодарский край и особенно Сочи, "Сириус" - это шанс для многих сотен тысяч россиян совмещать отдых и просветительские культурные программы для детей, которые приезжают сюда из Владивостока, с Чукотки, из Мурманска и многих городов страны. Море, возможность подышать морским воздухом всегда будут привлекать людей, а в дополнение к этому будет возможность увидеть и услышать что-то значительное в плане культуры, с опорой на нашу отечественную культуру. И здесь нет ни грамма фальшивого патриотизма. Мы - страна Чайковского. Мы - страна Рахманинова. Какая тут фальшь? Приведу еще в пример Мариинский театр: у нас три театра, а в них 10 залов - мы составляем программы для детей, для малоимущих, для любителей Стравинского, Рахманинова, современной музыки и музыки эпохи Барокко. Здесь в "Сириусе" будет происходить то же самое.
Какие планы Вы связываете с юбилеем Сергея Рахманинова в наступающем году?
Валерий Гергиев: Ответ прост - прозвучит почти вся музыка, сочиненная Сергеем Васильевичем. Она будет звучать в Великом Новгороде, где мы недавно были (это все-таки родина композитора), она будет звучать на Тамбовщине в Ивановке, в имении Рахманинова, мы также думаем о Воткинске, родине Чайковского, о Клине. Ведь Петербург - это город, где состоялось подавляющее большинство значительных премьер произведений Чайковского, где проходил его богатый на события жизненный путь. Приведу интересный факт: именно в коридорах Мариинского театра Петр Ильич, уже ближе к концу жизни, впервые увидел маленького Игоря Стравинского (отец Игоря Стравинского, Федор Игнатьевич, был солистом Мариинского театра). Подобных удивительных фактов в истории Мариинского театра, связанных и с Рахманиновым, и с Чайковским, и с Мусоргским, Римским-Корсаковым, с Глинкой - множество. Мы сделаем свою часть работы, пройдем свою часть пути, а коллеги из других театров, возможно чуть-чуть меньше (улыбается), но тоже сделают очень многое.
Зима в Сочи теперь не только солнечная, но и музыкальная. На федеральной территории "Сириус", в Парке науки и искусства открылся первый Новогодний музыкальный фестиваль, который продлится все зимние праздники. В фокусе финального культурного события года - музыка Сергея Рахманинова, 150-летие которого в наступающем году отметит весь мир, в России 2023 год официально объявлен годом Рахманинова.
Открытие фестиваля состоялось в День федеральной территории "Сириус", где полным ходом идет строительство нового концертно-театрального комплекса со сценой-трансформером. "Скоро здесь будут выступать самые большие артисты со всего мира. Это будет место для вдохновения", - прокомментировал художественный руководитель фонда "Талант и успех" Ханс-Йоахим Фрай, добавив (на русском языке), что он, будучи немцем, очень рад работать сейчас в "Сириусе". Завершение строительства планируется в 2024 году, а пока концерты фестиваля проходят в концертных залах Парка науки и искусства "Сириус".
Выступление Мариинского оркестра во главе с Валерием Гергиевым уже стало визитной карточкой фестивалей в "Сириусе": летом он здесь открывал Большой летний фестиваль, а на концерте-открытии Новогоднего фестиваля оркестр Мариинского театра под управлением маэстро представил программу русской музыки. Как рассказал перед концертом сам Валерий Гергиев:
- Мы подготовили замечательную русскую программу: фрагменты из балета "Щелкунчик" Чайковского. Мы выбрали фрагменты из балета, которые показывают действие - сражение солдатиков, бой курантов, знаменитые номера, в том числе, "Вальс Цветов". Такой подбор номеров из музыки балета мы играли и в Японии, и в Америке, и в Европе, и в регионах России. Также - Вторую симфонию Рахманинова, популярную и горячо любимую слушателями. Скоро мы вступаем в Год Рахманинова в России, поэтому наше общее желание - отметить музыкой этот большой музыкальный праздник.
Публика горячо приветствовала Мариинский оркестр и Валерия Гергиева, исполнивших на "бис" "Фею Драже" и легендарное "Па-де-де" из балета "Щелкунчик".
Второй день фестиваля также представил шедевры русской музыки, однако хайлайтером программы остался Рахманинов: в первом отделении концерта в исполнении виолончелиста Сергея Ролдугина, скрипача Павла Милюкова и пианиста Мирослава Култышева прозвучали знаменитые камерные миниатюры композитора ("Элегия" и "Вокализ" для виолончели с фортепиано и "Романс" для скрипки с фортепиано), а также монументальный трагический фортепианный цикл "Вариации на тему Корелли", написанный композитором в 1931 году на тему барочной фолии. Исполнение "Вариаций" Култышевым хочется отметить отдельно. Это была умная и эмоциональная игра, с безупречным музыкантским вкусом, полная сдержанной силы темперамента, искренней интонации и глубоко личностного прочтения авторского текста. Бесценный пример лучших традиций Санкт-Петербургской фортепианной школы. Деликатность туше, богатство динамических оттенков, нюансная полупедаль, неординарное (местами неожиданное!) рубато, благородное и бережное форте, скульптурная пластика полифонических голосов в игре пианиста - раскрывали новые грани фортепианной экспрессии в музыке великого Рахманинова. В этот вечер "Вариации на тему Корелли" стали одной из больших исполнительских удач. Как, впрочем, и продолжение концерта: в двух трио ("Элегическое трио" Рахманинова и Трио №1 Шостаковича), прозвучавших во втором отделении, Култышев показал себя еще и блестящим ансамблистом, чутким и надежным партнером для свои коллег - опытного Ролдугина и харизматичного виртуоза Милюкова, сыгранность ансамбля которых в этот вечер оставила у публики глубокое впечатление. Камерная музыка - особый жанр, требующий, помимо исполнительского мастерства каждого участника, еще и общего чувства партнерства, единого музыкального "дыхания" и стройности звукового баланса в совместной игре. Именно на концертах камерной музыки случаются настоящие исполнительские откровения. Этот концерт был одним из них.
К слову, в построенном в форме амфитеатра зале "Атом" в Парке науки и искусства, где проходил концерт, камерный ансамбль звучал превосходно.
Афиша Новогоднего музыкального фестиваля "Сириус" представляет выступления симфонических оркестров (среди них - оркестр Мариинского театра, Госоркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского, "Северная симфония" Санкт-Петербургского театра "Мюзик-Холл" во главе с Фабио Мастранджело), а также концерты Хора мальчиков Хорового училища им. М.И. Глинки и Московского джазового оркестра с Игорем Бутманом; фортепианные концерты Бориса Березовского, Ивана Бессонова и Дениса Мацуева, вечер романсов и оперетту Штрауса "Летучая мышь".