05.01.2023 14:45
Культура

"Я никогда не стараюсь находить изъяны в композиторах, только плюсы". Валерий Гергиев исполнил оперу "Гугеноты" Мейербера, не звучавшую в Мариинском театре 70 лет

Текст:  Виктор Александров
Российская газета - Федеральный выпуск: №5 (8950)
Возрождение "Гугенотов" Джакомо Мейербера в Мариинском театре стало, пожалуй, едва не главным событием прошедшего года.
Читать на сайте RG.RU
Валерий Гергиев исполнил оперу "Гугеноты" в Мариинском театре

В России "Гугеноты" впервые прозвучали в 1843 году, спустя семь лет после мировой премьеры в Париже. Сначала представления давала немецкая оперная труппа, затем - в 1850-м - итальянская, изменив место действия на Италию, а гугенотов и католиков превратив в гвельфов (представителей интересов Римского Папы) и гибеллинов (сторонников германского императора). В Мариинском "Гугеноты" были исполнены в феврале 1862 года на сцене тогда еще совсем нового театра - здание, которое сегодня принято называть исторической сценой, было открыто в 1860 году. Тогда опера Мейербера впервые прозвучала на русском языке.

Затем последовала целая череда постановок на сцене Мариинского театра в 1871, 1899, 1928, 1935 и 1951 годах.

Спустя почти 70 лет "Гугеноты" возвращаются в Мариинский. Начиная с прошлого сезона коллектив театра и Валерий Гергиев активно готовят эту некогда невероятно популярную, а сегодня редко встречающуюся на театральных сценах оперу, чтобы ввести ее в репертуар. Артисты знакомили современных зрителей с малоизвестным названием постепенно: сначала в камерной версии под фортепианный аккомпанемент; затем первые два акта прозвучали с Симфоническим оркестром Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева.

Оркестр в опере Мейербера особенно выразительный - композитор искусно смешивает тембры, используя непривычные комбинации инструментов, как, например, старинная виоль д'амур в романсе Рауля или роскошные медные с их ослепительной вагнеровской мощью и берлиозовской воинственностью.

Самая новогодняя оперетта: "Летучую мышь" Иоганна Штрауса-сына Мариинский театр показал в Москве

Современник Мейербера Петр Ильич Чайковский высоко ценил "Гугенотов" Мейербера и считал ее "одной из прекраснейших опер во всем лирическом репертуаре, и не только музыканту по профессии, но и всякому сколько-нибудь образованному дилетанту дорога эта превосходная музыка, с ее удивительнейшей, первенствующей между всеми произведениями подобного рода, любовной сценой IV акта, с ее превосходными хорами, с ее полной новизны и оригинальных приемов инструментовкой, с ее порывисто-страстными мелодиями".

Нынешнее концертное исполнение оперы на Новой сцене Мариинского театра, хочется верить, предвосхитит будущую режиссерскую концепцию "Гугенотов" Мейербера. В главных партиях были заняты: Сергей Скороходов (Рауль де Нанжи), Антонина Весенина (Маргарита Валуа), Мария Баянкина (Валентина де Сен-Бри), Андрей Серов (Граф де Сен-Бри), Дарья Росицкая (Урбан), Егор Чубаков (Невер), Олег Сычев (Марсель).

/ Михаил Вильчук/ Мариинский театр

Хором и симфоническим оркестром Мариинского театра дирижировал Валерий Гергиев.

Прямая речь

Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра

Почему решили вернуть оперу Мейербера в репертуар Мариинки?

Валерий Гергиев: История постановок оперы "Гугеноты" Мейербера в Мариинском театре, да и вообще в Санкт-Петербурге довольно богата. Еще до появления исторического театра на Театральной площади, который был построен в 1860 году, эта опера уже показывалась в Петербурге, было как минимум пять разных постановок. Мейербер был постарше Вагнера и Верди и оказал влияние на целую группу композиторов.

Хор марш солдат-гугенотов "Ратаплан" Верди использовал в своей "Силе судьбы" - это буквальная копия, реплика из оперы "Гугеноты". Мейербера почитал сам Петр Ильич Чайковский. Было немало и тех композиторов и критиков, которые поругивали и даже открыто недолюбливали Мейербера. Как таковой ненависти не было между великими композиторами, но было принципиальное неприятие. Но я никогда не стараюсь находить изъяны в композиторах, только плюсы.

У нас широко представлено практически все оперное наследие Верди и Вагнера. Я очень горжусь тем, что и "Фальстаф", и "Отелло", "Дон Карлос", "Аида", "Симон Бокканегра", " Сицилийская вечерня", не говоря уже об "Аттиле", "Набукко", "Травиате" и "Трубадуре" украшают афишу Мариинского театра. Мрачным колоритом пронизана партитура "Макбета", к которой я тоже неоднократно обращаюсь. Все эти оперы заслуживают того, чтобы о них знали.

Так же, как и произведения русской классики, в том числе оперы Римского-Корсакова.

Валерий Гергиев: Да, оперный театр Римского-Корсакова давно уже волнует не одно поколение зрителей. Мы готовы к постановке любой из его опер. "Млада" у нас шла несколько раз в концертном исполнении, но мы пока не приняли решение о постановке этой оперы-балета. Тем не менее, исполнительские и технические ресурсы позволяют нам быть готовыми в любой момент обратиться к сценическому решению "Млады".

/ Михаил Вильчук/ Мариинский театр

За несколько дней до Нового года мы восстановили постановку 1994 года оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Сам факт возвращения этой работы режиссера Алексея Степанюка позволяет говорить о некотором переосмыслении сценических взглядов, что несомненно продолжит приближать эту оперу к какому-то своему идеальному решению. При этом у нас сохраняется постановка Дмитрия Чернякова. Мы можем совершенно спокойно иметь несколько режиссерских версий каждого из спектаклей, будь то "Война и мир" Прокофьева, "Жизнь за царя" Глинки, "Снегурочка" Римского-Корсакова. Публика сама вправе выбирать, на какой из спектаклей ей пойти. Мы в первую очередь устремляем свое внимание к Римскому-Корсакову. Над всеми режиссерскими, исполнительскими, техническими участниками спектакля возвышается фигура композитора.

К Игорю Федоровичу Стравинскому я не изменю своего отношения вне зависимости от постановок его опер или балетов. У нас был триптих - "Мавра", "Байка", "Поцелуй Феи" - довольно внушительное сценическое воплощение этих разноплановых сочинений. Но с нами также и постоянно звучащие его балетные партитуры: "Петрушка", "Весна священная", "Жар-птица", "Свадебка" и Симфония в трех движениях, множество инструментальных концертов. Вся эта музыка регулярно звучит на разных площадках Мариинского театра. "Свадебка" и опера-оратория "Царь Эдип" представлены в постановках Брониславы Нижинской и Джонатана Кента. Но эти произведения и в концертах блестяще звучат.

Сложным ли был для театра только что завершившийся год?

Монтекки и Капулетти, помиритесь! Сиквел знаменитой трагедии Шекспира на музыку Дунаевского представили в Петербурге

Валерий Гергиев: С одной стороны, трудный и непростой 2022 год стал в чем-то уникальным и даже рекордным по количеству названий работ в опере, вовлечении в спектакли огромного контингента молодежи. Речь идет чуть ли не о сотне молодых певцов, которые поют здесь только несколько лет, но уже выходят на первые позиции, им помогают опытные педагоги и концертмейстеры Мариинского театра. Работа происходит огромная! Таким образом, год оказался необычайно урожайным. Раньше мы проводили три или четыре месяца вне дома, выступая как в Европе и Америке, так и в Азии и Австралии. В этом году мы сделали колоссальный акцент на работе в Санкт-Петербурге. Я искренне рад, что наша огромная семья артистов могла собрать буквально все силы, и результаты не заставили себя ждать.

Как скоро "Гугеноты" Мейербера найдут своего режиссера?

Валерий Гергиев: Постановка "Гугенотов" обязательно будет. От нас всегда надо ждать какой-то неожиданности и спонтанных реакций. Сейчас время и ситуация в мире наводят нас на какие-то новые ощущения, новое понимание мира и его устройства, исторического прошлого. Иногда в событиях порой шести- и семивековой давности ты вдруг неожиданно видишь и узнаешь наш XXI век. Великие произведения прошлого напоминают и учат нас, привносят частичку мудрости и ясного сознания каждому, кто приходит в Мариинский театр на наши спектакли.

Музыкальный театр Санкт-Петербург