Более 65% из приобретенных в 2022 году пришлось на устройства китайских производителей. При этом совокупная доля брендов Samsung и Apple снизилась за год с 45% до порядка 30%. Средний чек за 12 месяцев составил около 22,5 тыс. рублей, что на 5% ниже уровня прошлого года. Таковы данные отчета группы М.Видео-Эльдорадо.
Производители из Китая смогли существенно усилить свои позиции в условиях ограниченного присутствия ряда популярных брендов, непростой ситуации с логистикой и переориентированием спроса после инвестиционной покупательской активности в первом квартале в сторону устройств стартового и среднего уровня до 30 тыс. руб. В пользу китайских брендов кроме соотношения цены и качества при широких технических возможностях, вариативности в ассортименте для разных потребностей и дизайне, также говорит наличие ОС Android с различными магазинами приложений и возможность установки приложений санкционных банков и компаний.
В рейтинге наиболее популярных у россиян брендов в штуках лидером стал Xiaomi, занимавший годом ранее вторую строчку. С четвертой на вторую позицию поднялся realme, увеличивший долю почти в 2,5 раза. Третьим стал Samsung, лидировавший в прошлые годы. На четвертом месте оказалась компания Apple. На пятой строчке впервые оказался бренд TECNO. В общей сложности на бренды холдинга Transsion (TECNO, Infinix и Itel) пришелся минимум каждый десятый проданный в России девайс, что более чем втрое превышает показатели 2021 года.
С усилиями производителей за пределами группы из Xiaomi, Realme и Transsion будет связана перспектива дальнейшего роста доли китайских брендов в России, отмечает главный редактор Ferra.ru Евгений Харитонов.
"Продажи смартфонов Oppo, Vivo и TCL сдерживает политика максимального ценообразования, не релевантная для рынка РФ - хорошие продажи китайских смартфонов по завышенным ценам в своё время смог воплотить только Huawei, и даже ему для этого понадобилось пройти долгий путь формирования имиджа. А вот продажи смартфонов Honor и ZTE сдерживают уже не цены, а скромное количество поставок и слабая представленность в российской рознице", - полагает он.
С учетом дальнейшего роста цен на смартфоны, не работающей оплаты по NFC и дефицита из-за санкций приложений в iOS доля смартфонов Apple в России продолжит снижаться. При этом в денежном выражении Apple сохраняет лидерство по сей день. Все виной высокая цена на "яблочные" новинки, поставляемые в Россию по процедуре параллельного импорта.
"За исключением конструктивно устаревшего и малопопулярного iPhone SE, все остальные смартфоны Apple - флагманские и дорогостоящие. Например, самый дешевый смартфон из актуальной линейки, iPhone 14 с 128 ГБ памяти, в параллельном импорте стоит примерно 70 тысяч рублей. А для смартфонов Realme 70 тысяч рублей - это цена самого дорогого смартфона в линейке, GT2 Pro", - говорит Харитонов.
Технические характеристики становятся важным фактором при выборе китайских гаджетов. Так, у 95% проданных устройств есть биометрические датчики (88% годом ранее), 73% смартфонов имеют аккумулятор более 5000 мА*ч (60% в прошлом году), 70%, на уровне 2021 года, осталась доля девайсов с NFC, каждый пятый обладает поддержкой 5G сетей (10% годом ранее), средняя диагональ экрана выросла c 5,8 почти до 6,2 дюймов, смартфоны с тройным сенсором основной камеры и квадрокамерой заняли порядка 60%.
При этом падение доли продаж Samsung не столь значительно, эксперты связывают его в основном связано с ограниченной доступностью смартфонов в условиях параллельного импорта, а также с отсутствием рекламной активности компании в условиях, когда китайские бренды эту активность наращивают.
"Стагнация в характеристиках флагманских смартфонах Samsung продолжается уже два года, но основу продаж составляют доступные модели Galaxy A23/A33/A53, которые по актуальным ценам в российской рознице по-прежнему конкурентоспособны", - добавляет Харитонов.
Samsung может отыграть существенную долю рынка в случае возвращения в Россию, полагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Речь может идти о доле в 10%, за которую корейский гигант будет биться с китайским конкурентами.
"Samsung скорее всего во второй половине года заметно вырастет, потому что в данный момент мы видим, что они готовы к возвращению. Samsung уже предпринимает некоторые действия для того, чтобы вернуться в страну", - отмечает эксперт.
Пока же рейтинг пяти наиболее популярных смартфонов отражает доминирующие положение Xiaomi (в числе бестселлеров Redmi 9A, Redmi Note 10S и Xiaomi Redmi 9C), при этом третий год подряд в топ входит iPhone 11 (128 Гб), впервые в топ-5 оказался смартфон от бренда Tecno. Это свидетельствует и о том, что россияне начинают от покупок "дешевых смартфонов любого производителя".
"Если совсем недавно, в 2019 г. средняя цена проданного в РФ смартфона составляла 16 тысяч рублей, то сегодня эта цифра составляет уже 22 тысячи рублей", - говорит Харитонов.