15.01.2023 04:30
Культура

Выбор "РГ": Восемь выставок 2023 года, которые нельзя пропустить

Текст:  Наталья Соколова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №4 (8949)
Российские музеи рассказали о планах 2023 года. "РГ" предлагает включить в свой календарь восемь самых заметных блокбастеров - от выставки Василия Сурикова до истории советской моды.
Василий Суриков долго искал "лицо" боярыни Морозовой. Всего на работу над полотном ушло четыре года. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

"Василий Суриков". К 175-летию со дня рождения, Русский музей, корпус Бенуа, август - ноябрь 2023 г.

Василий Суриков - автор тех самых знаменитых полотен, которые есть в каждом учебнике, - "Утро Стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Покорение Сибири". На выставке представят сотню его живописных и графических работ, в том числе из собрания Третьяковской галереи. "Учиться в академии нужно, но не очень следовать за указаниями академиков, - говорил Суриков. - Искусство - оно большое, и ему не вместиться в академических стенах. Природа! Она велика, и вот где истинная школа художника!"

"Путешествие в страну детства. Советский и современный фарфор". Из цикла "Поднесение к Рождеству", Эрмитаж, 23 декабря 2023 г. - 14 апреля 2024 г.

Главная новогодняя выставка Эрмитажа будет посвящена фарфору. Советскую коллекцию в первую очередь представляют произведения Императорского фарфорового завода, который в 2001 году стал отделом музея. Он же Государственный фарфоровый завод, он же Ломоносовский фарфоровый завод. Один из самых необычных экспонатов на выставке - фарфор супрематистов: белоснежные квадратные чайники и получашки Казимира Малевича. Современники по-разному оценивали эти произведения искусства. "Странный чайник, напоминающий паровоз" или "Великолепен этот чайник. Он монументален, как танк, красив, как дворец".

/ Императорский фарфоровый завод

Новая экспозиция дома Островского, филиал Бахрушинского музея на Малой Ордынке, 2023 год

Казаки, сокровища из Петергофа и знаменитые клады: в 2023 году ГИМ представит 24 выставки

К 200-летнему юбилею автора "Грозы" и "Бесприданницы" Александра Островского в отреставрированном мемориальном доме в Москве, где родился великий драматург, откроется обновленная экспозиция. Посетители окажутся в атмосфере эпохи Островского, узнают о его детстве. Александр Николаевич принадлежал к среде небогатого духовенства. Поэтому в доме - скромная обстановка. Зато сохранилось немало подлинных предметов - секретер, ширма, буфет, "Указатель законов Российской империи для купечества" (Островский учился на юридическом) и расписная шкатулка драматурга.

"Алексей Щусев. 150". Музей архитектуры им. Щусева (МУАР), 27 сентября 2023 - январь 2024 г.

Архитектор Алексей Щусев - автор Мавзолея Ленина, Казанского вокзала, Покровского собора Марфо-Мариинской обители, гостиницы "Москва", станции метро "Комсомольская" и многих других проектов, он же - один из директоров Третьяковской галереи. За невероятно плодотворные 50 лет Щусев создал 200 проектов. Посвященная ему экспозиция будет состоять из двух частей: в залах Анфилады главного здания будут показаны проекты гражданской архитектуры, а в пространстве Аптекарского приказа - храмовое зодчество.

/ Культура.РФ

"Дом моделей. Индустрия советских образов", Музей Москвы, со 2 марта 2023 г.

В Советском Союзе моделей не было, но были демонстраторы одежды. Работа эта не считалась престижной или прибыльной. Выставка в Музее Москвы будет посвящена главным столичным "институтам моды" - Ателье мод, Дому моделей на Сретенке и Общесоюзному дому моделей на Кузнецком Мосту. Посетители познакомятся с проектами известных модельеров, в том числе Вячеслава Зайцева, а также тех художников, которые остались в тени своих коллег - Татьяны Осмёркиной, Тамары Мокеевой, Тамары Файдель, Натальи Орской.

"На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве". Третьяковка в Самаре, Фабрика-кухня, Ново-Садовая улица, 149, 18 мая - 30 октября 2023 г.

Проектом "На вкус и цвет..." Третьяковская галерея открывает здание филиала Третьяковки в Самаре. Выбор темы выставки не случаен, ведь пространство, в котором разместится филиал, - это прошедшая серьезную реставрацию Фабрика-кухня, бывший утопический конвейер с непрерывным циклом производства и потребления, куда входили производство полуфабрикатов и столовая. Появились такие фабрики во время НЭПа, когда была объявлена война "примусам", "домашним обедам" и "мещанским закопченным кухням". Главный мотив выставки - еда как первооснова человеческого опыта и универсальная метафора в российском искусстве с XIX века до сегодняшнего дня. В состав экспозиции войдет около 150 произведений из музейных и частных собраний: работы Павла Федотова, Василия Перова, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Натальи Гончаровой, Петра Кончаловского.

Николай Рерих, Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 60-62, 10 октября 2023 - март 2024

Большой монографический проект Третьяковки приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Рериха - знаменитого художника, мыслителя, археолога, путешественника. Покажут больше сотни произведений живописи и графики - от знаменитых шедевров "Гонец" и "Заморские гости" до работ индийского периода "Гуга Чохан" и "Вестник".

/ Государственная Третьяковская галерея

Но Рерих будет представлен не только как "мастер гор". Сенсацией станет первая демонстрация отреставрированного театрального задника, выполненного художником в 1908 году для балета "Половецкие пляски", поставленного в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы "Русский балет Сергея Дягилева". Экспозицию дополнят половецкие идолы и памятники искусства Древней Азии, тибетские тханки, мемориальные предметы Рерихов.

"Дети последнего Российского императора. ОТМА и Алексей", Эрмитаж, 19 мая - 10 сентября 2023 г.

В Приморской галерее рассказали, как организовали выставку картин Ильи Репина

"Это будет очень трогательная выставка", - отметил генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, представляя планы музея. ОТМА - аббревиатура, образованная от имен дочерей Николая II - Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Сестры Романовы действительно были как одно целое: дружили, проводили много времени вместе, нередко писали письма от имени всех четверых, подписывая их псевдонимом ОТМА.

Кстати, царские дети воспитывались в строгих, практически спартанских условиях. Высокое положение, как это ни странно, давало больше ограничений, чем привилегий. Впоследствии каждый из них должен был стать или царем, или супругом царственных особ других стран, но история распорядилась иначе...

Разместится проект в Манеже Малого Эрмитажа.

Важно

В программе возможны изменения. Уточняйте даты начала всех выставок на сайтах музеев.

Музеи и памятники