Как сообщает комитет по товарному рынку, сейчас в Екатеринбурге функционируют 104 ТЦ. Обеспеченность торговыми площадями превышает 1600 квадратных метров на 1000 жителей. При этом за последний год в городе не ввели ни одного качественного комплекса, что совершенно нетипично для местного рынка.
- Он до сих пор испытывает последствия пандемии и влияние роста интернет-торговли (на 38 процентов в деньгах к 2021 году. - Прим. ред.) В частности, планы развития второй очереди отложила МЕГА, мы считаем их условно замороженными. Строится "Золотой", это плюс 186 тысяч квадратных метров, но ввод не в 2023 году, - комментирует ситуацию президент УПН Валерия Козлова.
Если весной 2022-го еще было непонятно, кто из международных брендов уйдет, а кто останется, то сейчас многие уже приняли решение: примерно 34 процента зарубежных арендаторов прекратили деятельность, еще 28 процентов проводят реструктуризацию и продают бизнес российским партнерам, 37 же держат витрины в режиме "приостановлено". Некоторые управляющие компании ТЦ пошли по пути дробления опустевших больших бутиков, чтобы повысить их ликвидность, и сократили сроки договоров аренды.
- Раньше арендодатель получал процент от товарооборота конкретной точки, сегодня компании, которые приостановили работу, вносят минимальные платежи. Кому-то удалось договориться, что она будет равна средней по итогам предыдущих лет, кому-то нет, и арендатор погашает только эксплуатационные расходы, - поясняет представитель Российского совета торговых центров по Свердловской области Марина Крупина.
Сильнее всего 2022 год ударил по крупным ТЦ, тогда как районные показали неплохой уровень заполняемости. В ближайшие год-два выбытие арендаторов коснется преимущественно "среднего класса", считают эксперты, тогда как сегмент "эконом" растет, а "люкс" на удивление стабилен - здесь мало международных игроков и площади небольшие.
Уходящие торговые марки постепенно заменяют товары из Казахстана, Киргизии, Турции. Другие страны, которые присматриваются к России, пока не торопятся: они хотели бы диверсифицировать свои риски, переложить на плечи местных партнеров. Часть импортных брендов возвращается через посредников, однако их ресурсов не хватает, чтобы занять прежние площади. В то же время ряд российских торговых марок довольно амбициозно расширяет магазины, но смогут ли они показывать такую же выручку, как сетевики, станет понятно через полгода-год.
Если в целом по России потребительский трафик в ТЦ просел на 20-30 процентов, то в Екатеринбурге он даже выше показателей 2021-го. Возможно, причина в уральской погоде, которая загоняет покупателей под крышу. Аналитики зафиксировали несколько всплесков: в апреле, когда население стало приходить в себя после шока, в августе-сентябре (перед началом учебного года) и в ноябре, когда поступили новые коллекции. Вместе с тем многие уральцы перешли в режим осознанного потребления: об этом свидетельствует рост конверсии в покупки, то есть в моллы сейчас приходят за чем-то конкретным, а не провести выходной. Поэтому перед ТРЦ сейчас стоит задача насытить вакантные места услугами, досугом: это улучшит настроение посетителей и, возможно, создаст стимул для последующих покупок. В частности, генератором позитивных эмоций могут стать социальные проекты.
- Мы много времени и сил тратим на проведение маленьких и больших мероприятий, чтобы наращивать поток посетителей и делать так, чтобы они к нам возвращались. Помимо экспериментального бутика, где представлена продукция местных дизайнеров, с весны у нас открыт бесплатный коворкинг. Не так давно появился центр скалолазания, в каникулы вместе с партнерами организуем детские спортивные секции. Есть еще ряд идей, - делится планами коммерческий директор ТРЦ в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле Павел Изотов.
Между тем
В стрит-ретейле тоже произошла заметная ротация арендаторов из-за разрыва цепочек поставок. При этом на рынок коммерческой недвижимости вышло много непрофессиональных инвесторов. Когда ставки по вкладам стали падать, люди начали переводить сбережения в квадратные метры и разогнали цены на небольшие помещения на первых этажах новостроек. Однако после покупки их нужно либо приводить в соответствие самим, либо договариваться с арендаторами. Не все оказались к этому готовы, а квалифицированных брокеров на всех не хватило, поэтому ожидания по окупаемости несколько разошлись с действительностью и ставки аренды просели. На середину декабря в продаже в Екатеринбурге находилось около 200 объектов стрит-ретейла и столько же предлагалось в аренду.