24.12.2022 07:00
    Поделиться

    Новые продукты, импортный алкоголь, покупательская экономия: В интервью "РГ" глава Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев рассказал о ситуации в отрасли

    Торговые сети начали подготовку к внедрению системы выявления просроченных товаров, а производители возобновляют поставку продуктов в цветных упаковках. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев в интервью "РГ" рассказал также о новинках на полках магазинов и о том, на чем стали экономить покупатели.
    Владимир Трефилов/ РИА Новости

    Минпромторг планирует провести эксперимент, который поможет исключить "просрочку" из розницы. А много ли ее в магазинах? Как будет работать этот механизм?

    Игорь Караваев: Доля потерь продуктов питания в крупных торговых сетях сейчас не превышает 2% от оборота, в целом по рынку - от 2 до 6%. В системе маркировки можно будет отслеживать срок годности по каждой единице товара, и это позволит исключить продажу просроченной продукции. Крупные сети уже ведут проработку такого функционала. Благодаря обмену данными с системой маркировки торговые сети смогут выявлять и предотвращать ошибки в обороте товаров, видеть нарушения по всей цепочке поставок и пресекать их.

    На фоне санкций стала меняться рецептура продуктов, упаковка товаров. В каких категориях это наиболее заметно? Вернулись ли цветные упаковки с молоком и соками на полки?

    Игорь Караваев: Нам известно, что были сложности с поставками некоторых пищевых ингредиентов - эмульгаторов, модифицированных крахмалов и других. Но поставщики находят способы, чтобы их решить - либо с помощью альтернативных каналов, либо за счет локализации производства этих компонентов. Поэтому покупатель по-прежнему находит в магазинах привычные продукты.

    Вопрос с упаковкой решается, им занимается специальная рабочая группа при минпромторге. За счет появления альтернативных каналов поставки пищевых красок производители начали восстанавливать выпуск цветных упаковок, постепенно они вытесняют с полок белые пачки с молоком и соком.

    В торговых сетях с марта появилось 13 тыс. новых продуктов. А каких сейчас не хватает?

    Игорь Караваев: Дефицита нет ни в одной из категорий. Более того, мы расширяем поставки: активно работаем с Турцией, Китаем, Индией, ближневосточными странами. Например, в таких категориях, как соусы, консервация, средства гигиены, сети начали взаимодействовать с Ираном. Фруктов больше везем из Узбекистана, Сирии. Растет доля отечественных товаров: в продовольственном сегменте сейчас их более 90%.

    Ведутся ли переговоры о расширении перечня параллельного импорта для какого-то продовольствия или алкоголя?

    Игорь Караваев: Мы считаем, что существующего списка достаточно - это закроет потребности потребителей в тех позициях, где без параллельного импорта мог возникнуть риск дефицита. На данный момент члены АКОРТ не ведут обсуждение по расширению списка товаров, разрешенных к параллельному импорту.

    Успел ли ретейл завезти алкоголь с помощью параллельного импорта к Новому году? Где гарантия, что это не "паленка"?

    Игорь Караваев: "Паленки" у нас нет, риск попадания на полки федеральных сетей контрафактного алкоголя полностью исключен. Поставки и продажи алкогольной продукции - это лицензируемый и строго контролируемый вид деятельности на всех этапах. Весь путь алкоголя до реализации отслеживается с помощью Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).

    Думаю, потребитель не ощутит дефицита ни по одной из категорий алкогольной продукции. Сейчас мы работаем над восстановлением ассортимента импортного алкоголя, который пострадал в связи с санкциями.

    По итогам года какого оборота розничной торговли ждете? Замедлил ли в этом году ретейл свое развитие (открытие новых магазинов, строительство складов и т.п.)?

    Игорь Караваев: Мы склонны ориентироваться на прогноз минэкономразвития, согласно которому снижение общего товарооборота ожидается на уровне 6%. Основное замедление идет в непродовольственной и малой торговле, при этом в продовольственном секторе положительная динамика сохраняется.

    В сетевой торговле ожидаем двузначного роста оборота по итогам года - не столько за счет инфляции, сколько за счет развития торговых сетей. Одним из драйверов роста рынка стало развитие собственных торговых марок (СТМ): продажи таких товаров выросли за год более чем вдвое.

    По данным ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин стал больше экономить на еде. На чем экономят в первую очередь?

    Игорь Караваев: Я бы не сказал, что потребители отказываются от каких-то конкретных категорий продуктов. Но мы фиксируем рост спроса на товары низкого ценового сегмента и ощутимое снижение интереса к более дорогим продуктам. Так, люди стали чаще готовить дома - замедлился спрос на готовую еду.

    Минпромторг предложил продлить на 2023 год меру по снятию лимита по максимальной доле рынка в 25% для торговых сетей, которые намерены купить уходящие из России иностранные компании. Зачем? Кто-то еще собирается уйти?

    Игорь Караваев: Международные сети, которые входят в АКОРТ, - "Ашан", "МЕТРО Кэш энд Керри", "Глобус", "Леруа Мерлен" - планируют продолжать работу на нашем рынке. Планы других иностранных сетей нам неизвестны. Мы полагаем, эта мера призвана снять барьеры для развития отечественных торговых сетей, если вдруг кто-то из иностранных игроков пересмотрит свое решение о работе в России. В этом случае мы будем готовы оперативно отреагировать.

    Прогноз

    Покупайте бережно

    Массового закрытия магазинов ожидать не стоит. Фото: petrovka-38.com

    Каким будет следующий год для российского ретейла? Какие форматы будут развиваться, а какие стагнировать? Почему?

    Игорь Караваев: Если говорить о федеральной сетевой торговле, массового закрытия магазинов ожидать не стоит. Допускаю, что ретейл в рамках стандартной практики оптимизации бизнеса будет пересматривать работу каких-то отдельных магазинов.

    Скорее всего, сохранится тренд на бережливое потребление, поэтому в ближайшие пару лет будут очень динамично развиваться дискаунтеры, особенно "жесткие". Еще один растущий формат - магазины у дома с небольшим ассортиментом самых востребованных продуктов в удобных для потребителя локациях.

    Поделиться