16.01.2023 21:45
Общество

На Алтае семье с двумя детьми продали под застройку участок посреди дороги, но строить дом там нельзя

Текст:  Ольга Гутман ("Российская газета", Горно-Алтайск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №8 (8953)
В Республике Алтай 23-летняя учительница Анастасия Анферова борется за право легально построить дом на купленном в кредит участке земли.
Если семья Анастасии Анферовой (на фото) построит на купленном участке дом, его придется сносить. / Из архива Анастасии Анферовой
Читать на сайте RG.RU

Проблема в том, что надел оказался прямо посреди дороги. В том, как это получилось, по поручению Александра Бастрыкина разбирается СК России. Возбуждено уголовное дело о халатности.

Анастасия устроилась на работу в школу села Иогач в Турочакском районе и уже третий год живет с мужем и двумя детьми в 13-метровой комнате общежития. Иогач рядом с Телецким озером, можно сказать, курортная зона, жилье и земля стоят дорого. Строиться Анферовы решили в соседнем селе Усть-Пыжа. Оттуда до школы в Иогаче ехать всего 15 минут, а участки дешевле. Субсидии от государства на улучшение жилищных условий молодая семья ждать не стала, в районном списке они 92-е. Взяли кредит и купили участок стоимостью чуть более 400 тысяч рублей.

При оформлении этой сделки с документами все было в порядке. Следующим шагом должно было стать получение второго кредита, чтобы построить дом. В банке ипотеку молодой учительнице одобрили, но попросили предоставить разрешение на строительство.

За ним Анастасия пошла в администрацию Турочакского района, и здесь ее ждал сюрприз: по кадастровой карте, которую используют чиновники, купленный участок находится на 50 метров дальше от реальных границ и по нему проходит дорога. Понятно, что строить на ней дом нельзя. Поэтому разрешения на строительство Анастасии не дали.

КС РФ встал на сторону многодетной семьи из северной глубинки и разъяснил чиновникам, что надо смотреть на интересы человека

- Сейчас выясняется, что публичная кадастровая карта, координаты с которой указывались при покупке участка, давно устарела. В 2008 году было проведено новое межевание с использованием спутников, и координаты участков в новой схеме села сильно изменились. С этой проблемой столкнулись многие жители села. Например, у некоторых собственников по новой схеме дома оказались в реке Бия. Ну а я даже не знаю, где забор ставить, - рассказала "РГ" Анастасия.

В администрации заявили, что исправить эту ошибку невозможно. Анферова обратилась в Кадастровую палату и минэкономразвития республики, но везде получила отказ. Только после ее жалобы в прокуратуру администрация района дала внятный ответ - на перемежевание нужно пять миллионов рублей, а их в бюджете нет.

Знакомые советуют Насте строить без разрешения, кто проверять-то будет? Но молодая мама понимает, что при таком раскладе проблем будет не меньше - жить придется без регистрации и под угрозой сноса.

После того как на проблему алтайской учительницы обратил внимание глава СК Александр Бастрыкин, над причудами межевания в Усть-Пыже задумались и местные чиновники, в том числе глава кадастровой палаты и министр экономразвития региона. 10 января в село приехала комиссия из Горно-Алтайска. Чиновники прошли по селу с развернутой картой, выслушали жалобы местных жителей и пообещали навести порядок. Остается надеяться, что теперь пять миллионов на это найдутся. Тем более, как стало известно уже после визита комиссии в село, чиновникам грозит уголовная ответственность - возбуждено уголовное дело о халатности, виновных в неразберихе с координатами будут искать и в региональной кадастровой палате, и в администрации района.

Между тем

На Урале семье с двенадцатью детьми выделили участок под дом в глухом лесу, где ни строить нельзя, ни деревья рубить. Это лесные угодья особого статуса. Об этом "РГ" писала почти два года назад. Сами чиновники в этой тайге даже не бывали, определяли наделы по космическим снимкам, а исправлять ошибку отказались.

В это время семья Яниса и Екатерины Кириченко, то есть все 14 человек, ютилась в старом деревянном доме площадью чуть больше 40 (!) квадратных метров в деревне Верховино Тугулымского района Свердловской области. Зато на бумаге Кириченко были, можно сказать, помещиками. В их владениях аж 12 соток заповедного леса, на которых растут сосны в три обхвата. Но если спилить хотя бы одно дерево, можно было пойти под суд.

Глава Следственного комитета потребовал разобраться в деле о халатности чиновников, которые забрали ребенка из приемной семьи в Иркутской области

Причем в глухом лесу выделили участки не только семье Кириченко, но и еще двенадцати многодетным семьям из этого района. Но понимая, что бороться бесполезно, те сразу махнули рукой. А Янис и Екатерина не побоялись задавать вопросы чиновникам, мол, как же так случилось, почему нельзя было выехать на место и посмотреть, где именно дают землю многодетным, прежде чем подписывать бумаги.

В ответах, если перевести чиновничью казуистику на простой русский, значится, что по одним картам участки, которые выделили под застройку многодетным, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, а по другим - к лесоохранной зоне. Но на эту "небольшую особенность" чиновники внимания не обратили. И зарегистрировали участки, находящиеся в лесоохранной зоне, где строить нельзя. При этом отказались выделить Кириченко другой надел, ссылаясь на то, что "право на получение однократно бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства семье уже реализовано".

Тяжба между чиновниками и Кириченко могла продолжаться сколь угодно долго. В итоге закончилась история тем, что на проблемы многодетной семьи обратил внимание бизнесмен и меценат Игорь Алтушкин и купил им большой новый дом. При этом никто из чиновников, допустивших ошибку, никакой ответственности так и не понес. А на участке, принадлежащем семье Кириченко, по-прежнему растут корабельные сосны.

Комментарий

Александр Татаринов, адвокат Гильдии адвокатов Свердловской области:

- Даже если у вас есть надел, где строить теоретически можно, это еще далеко не все, - законная процедура подразумевает получение Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) для уточнения параметров

строительства, расстояния строения до границ, определения красных линий, зон и тд. Кроме того, нужно получить разрешение на строительство, а

после его окончания сдать объект в эксплуатацию! Если нарушения выявят, то строение не зарегистрируют и, может быть, заставят сносить. Так

что лучше все нюансы уточнить еще до начала стройки. Если участок оказался посередине дороги, где гарантия, что через год-другой в этом месте

не пройдет федеральная трасса и ваш дом не окажется на ее пути. Владелец при сносе незаконно возведенного объекта не только теряет все потраченные на стройку деньги. Он и сносит строение за свой счет.

Подготовила Елена Мационг

Республика Алтай Общество