Не секрет, что продавцы подержанных машин устанавливают ценники, ориентируюсь на стоимость новых автомобилей у дилеров. В последние годы этому во многом способствовал приток покупателей на "вторичку" из-за дефицита и роста цен на рынке новых машин.
Так, за прошлый год автомобили с пробегом в нашей стране стали дороже более чем на треть. В декабре 2022-го средний ценник на "бэушки" достиг 1 млн 325 тыс. рублей - это на 335 тысяч или 37% больше, чем годом ранее (970 тыс. руб.), подсчитали в агентстве "Автостат".
При этом в зависимости от года выпуска автомобиля его цена на "вторичке" увеличилась по-разному. К примеру, 3-летние машины в среднем подорожали на 39%, а 7-летние - на 32%. То же самое относится и к моделям: если 5-летний Hyundai Solaris за год стал дороже на 26%, то Volkswagen Tiguan того же возраста - на 35%.
По словам директора "Авилон. Автомобили с пробегом" Николая Баскакова, на сегодняшний день цены стабилизировались и меняются только в зависимости от положения дел с доступностью какой-либо конкретной модели.
В свою очередь, директор по продажам автомобилей с пробегом ГК "Автодом" и ГК "АвтоСпецЦентр" Владимир Желобов считает, что в 2023 году цены на новые машины, скорее всего, будут расти как минимум аналогично инфляции, что может отразиться и на стоимости авто с пробегом.
Между тем, спрос на подержанные машины заметно отличается в зависимости от ценового сегмента. Так, согласно данным "Авито Авто", на автомобили с пробегом стоимостью до 1,5 млн рублей в прошлом году пришлось 86,1% всех продаж на вторичном рынке, на машины в ценовом сегменте от 1,5 до 3 млн рублей - 10%, а "бэушки" дороже 3 миллионов заняли долю в 4,7%.
Таким образом, наибольшим спросом на "вторичке" пользуются автомобили стоимостью до 1,5 млн рублей, хотя в этом ценовом сегменте представлена преимущественно продукция АвтоВАЗа и такие массовые иномарки как Hyundai Solaris и Kia Rio, которые в прошлом году можно было купить новыми, в то время как наиболее дефицитными были как раз более дорогие иномарки.
Так, среди наиболее продаваемых бюджетных автомобилей с пробегом в 2022 году пьедестал почета полностью заняли модели Lada - это Priora, Samara и Granta. Лидером среди иномарок стал Ford Focus, за которым снова следуют "Лады" - "семерка" и "Калина". В десятку лидеров по продажам на рынке автомобилей с пробегом в сегменте до 1,5 млн рублей также вошли Hyundai Solaris, Lada 4x4, Kia Rio и Lada 110, гласят данные "Авито Авто".
"Лидерство отечественных автомобилей обусловлено тем, что они дешевле при покупке и обслуживании. К тому же, нет проблем с поставками запчастей для их ремонта, в отличие от тех же моделей Hyundai и Kia, которые в настоящее время в России не выпускаются", - говорит генеральный директор автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль.
В прошлом году компактные корейские седаны с пробегом стали пользоваться меньшей популярностью у россиян, подтверждает Владимир Желобов.
В ценовом сегменте от 1,5 до 3 млн рублей топ-10 наиболее продаваемых автомобилей с пробегом по итогам 2022 года возглавляют модели Toyota - бизнес-седан Camry и кроссовер RAV4. Далее следуют кроссоверы Kia Sportage, Hyundai Creta и Volkswagen Tiguan. В десятку лидеров по популярности в этом ценовом сегменте также вошли Toyota Land Cruiser Prado, Mazda CX-5, Kia Optima, Nissan X-Trail и Hyundai Tucson.
Модели Toyota лидируют и в рейтинге самых продаваемых на рынке автомобилей с пробегом со средней ценой от 3 млн рублей - это внедорожники Land Cruiser и Land Cruiser Prado, а также бизнес-седан Camry. Далее следуют уже иномарки премиум-класса - BMW X5, Mercedes-Benz E-класса, BMW 5 серии, Lexus RX, Lexus LX, BMW X6, а замыкает Топ-10 снова "Тойота" в лице кроссовера RAV4.
Как поясняют эксперты "Авито Авто", некоторые модели вошли в Топ-10 по объему продаж сразу в нескольких ценовых сегментах, поскольку эти модели, как почти новые экземпляры с небольшим пробегом, так и постарше, покупатели считают достаточно надежным и практичным выбором.
Как видно, в среднем и высоком ценовых сегментах вторичного авторынка наибольшим спросом пользуются преимущественно модели Toyota, опережая по объему продаж популярные в последние годы кроссоверы Kia Sportage, Hyundai Creta и Volkswagen Tiguan в диапазоне от 1,5 до 3 млн рублей, а в сегменте от 3 миллионов - премиальные модели от BMW, Mercedes-Benz и Lexus.
По словам Дениса Мигаля, лидерство моделей Toyota объясняется большим доверием россиян к японским автомобилям. Прежде всего, бренд Toyota всегда позиционировал себя как игрока среднего ценового сегмента - дешевле, чем представители немецкого автопрома, но качественнее, чем представители массового сегмента. Кроме того, автомобили Toyota традиционно имеют высокую ликвидность, а значит, впоследствии их можно продать даже выгоднее, чем они приобретались изначально.
"Еще один плюс японских авто на сегодняшний день - их проще и выгоднее ввезти в Россию, чем автомобили из Европы. В связи с этим в прошлом году спрос на праворульные японские машины вырос на 30-40%", - рассказал эксперт.
В свою очередь, Николай Баскаков отмечает, что в сегменте от 1,5 до 3 млн рублей главный фокус внимания сконцентрирован на надежности автомобиля, поэтому на первых местах в рейтинге оказались японские и корейские производители. А в сегменте свыше 3 миллионов уже появляются премиальные автомобили, которые купить в виде новых крайне затруднительно (высокая стоимость или полное отсутствие предложения из-за введенных санкций).