Климат у вас суровый, а вы снимали зимой. В титрах читаем: "Данный фильм снят при температуре -56 °C. Безумству и терпению съемочной группы и актеров УРА!"
Дмитрий Давыдов: В декабре, январе в Якутии самые сильные морозы, кино обычно не снимаем. И световой день короткий - максимум 5-6 часов на съемки. Лучший сезон - с марта по октябрь. Но "Молодость" нам пришлось снимать в январе. Работа операторской группы - это настоящее искусство. Два раза камера замерзала, было минус 62. У нас не получалось репетировать с камерой, вытаскивали ее из тепла максимум на 10 минут, чтобы снять сцену - иначе сутки ждать, пока уйдет конденсат из объективов.
И вы, и Степан Бурнашев снимаете по 3-4 фильма в год, как у вас это получается? При этом говорите, что финансовая господдержка если и бывает, то минимальная.
Дмитрий Давыдов: Сейчас ситуация изменилась. Есть возможность снимать - снимаем. Но есть и опасность выйти в тираж, а хочется расти, делать каждый следующий фильм по-другому, качественнее. Лучше сделать одну хорошую картину, потратить на нее больше денег, взять хорошую аппаратуру, пригласить профессиональных московских актеров. Хочется и нашим специалистам платить нормальные деньги - сколько им можно работать на одном энтузиазме?
Удивительно быстро вы прошли этот путь - от сельского учителя начальных классов до лауреатства, кинопремий, теперь уже вас приглашают в жюри кинофестивалей, даете мастер-классы, сняли пять полнометражных фильмов. И вам всего 39.
Дмитрий Давыдов: Фильмов - девять. Мастер-класс - громко сказано. Я никого не учу, а только рассказываю о том, что умею, знаю, если могу помочь, подсказать - то делаю.
Вы открыли киностудию в родном селе Амга, где выросли с Бурнашевым?
Дмитрий Давыдов: Да, наша Amma production работает, там снимаем. Ищем молодых авторов, которые мечтают снимать кино, могут предложить интересную историю, хотим поддержать их - найти финансирование, спродюсировать работу. Начали работать и с другими регионами. Я был осенью в Перми, в Туве, меня попросили провести мастер-класс для ребят, которые хотят снять кино. Потом пригласил несколько человек из Тувы к нам на съемки, чтобы они увидели на площадке, как проходит процесс.
Якутское кино наконец пробилось на экраны российских кинотеатров, дело сдвинулось с мертвой точки? Ваш фильм вышел в прокат на этой неделе, через несколько дней - драма "Не хороните меня без Ивана" Любови Борисовой, а 30 марта - "Айта" Степана Бурнашева - и его фильм "Наша зима" мы недавно посмотрели в кинозале.
Дмитрий Давыдов: Думаю, это случайные совпадения. Системы тут нет. Наш фильм должен был появиться на экранах еще в прошлом году. В Якутии все равно немного фильмов, готовых выйти на экспорт. В основном, все снимается для себя, своего региона.
В 2008-2009 годах случился бум якутского кино. Главное - нас поддержали якутские прокатчики, стали показывать наши картины, и зрители пошли на них. Это было рискованно, но механизм работает уже 15 лет.
Якутскому зрителю интересно такое кино?
Дмитрий Давыдов: Да, интересно, зрители ходят на него. Но если раньше впитывали все, любое якутское кино принимали на ура, то сейчас уже оценивают - и качество съемки, и рассказанную историю. Якутский зритель не может смотреть кино отстраненно, все воспринимает на свой счет, как документальную картину ("Меня (нас) показали!"), а не художественное произведение, ищет свою правду. Меня ругают нередко: "Что ты показываешь? У нас совсем не так!" Зритель развивается, мы стараемся воспитывать его. Сейчас активных кинозрителей (а это молодежь, как во всей России) осталось немного - уехали из Якутска, поэтому растим новых зрителей, которые будут ходить на якутское кино.
Каким жанрам они отдают предпочтение?
Дмитрий Давыдов: Если анализировать прошлогодние успехи в прокате, то это комедии. Жанровое кино - хорроры - не так популярны. Истории наших ужастиков, в основном, банальные, и качество фильмов слабое - не сравнить с зарубежными.
Несколько лет назад ваш фильм "Костер на ветру" получил признание за рубежом, про вас писали: "Сельский учитель из Якутии покорил мировое киносообщество". Зарубежные продюсеры заинтересованы в ваших фильмах? Идет ли речь о копродукции?
Дмитрий Давыдов: Мы думали об этом. Мне интересно поработать с фондами Скандинавии (Швеция, Норвегия, Финляндия), но сейчас границы закрылись… К нам приезжают московские продюсеры, хотят с нами работать.
У вас в фильмах часто можно увидеть работников полиции. Почему?
Дмитрий Давыдов: Когда-то я работал в милиции общественным сотрудником, внештатным. В рейды ходили. Насмотрелся на дежурных. Видел, какой завал бумажной работы у них, как общаются с посетителями…
А еще снимаете окна, жизнь за стеклом - открытую или закрытую от посторонних глаз…
Дмитрий Давыдов: Это, наверное, бзик из детства. Вечером идешь домой с тренировки по деревне, и так интересно заглянуть в окна! Поздороваться, посмотреть, что делают соседи. Взгляд со стороны на людей, живущих рядом. А когда окна занавешены - там происходит личная жизнь, тайна, закрытая от посторонних глаз.
В фильме "Молодость" звучит музыка культовой якутской группы "Хардыы". Вы ее фанат?
Дмитрий Давыдов: Я только осенью 2020 года узнал, что у нас была популярна в 1990-е такая группа. Мне показалась интересной их музыка, ее легко вставлять в фильм. Я слушал песни - и придумывал сцену, танцы, движения героев.
Сейчас у вас в работе хоррор?
Дмитрий Давыдов: В прошлом году один московский продюсер сделал мне заказ на хоррор. Я тогда сидел без денег и работы, было свободное время, поэтому написал сценарий, и мы сняли фильм (рабочее название - The fence). Сейчас у нас постпродакшн. Думаем, в мае закончим. Условие было такое: снять на английском языке, чтобы продать за рубеж. Я предложил такую историю: отец с дочерью отправляются в лес, дочь по ошибке убивает животное, и лес начинает мстить ей.
Во время новогодних праздников написали со Степаном Бурнашевым сценарий фильма "Ыт -2". В апреле планируем снять альманах из шести историй. Небольшой командой (5-6 человек), с небольшим бюджетом. Действие первой части проходило в деревне, вторую часть снимем в городе. И с другими актерами.