В частности, уточняется, что заседание ЕМПС состоится 2-3 февраля в городе Алма-Ате.
"2-3 февраля 2023 года в городе Алматы состоятся очередное заседание ЕМПС и международный форум по цифровизации "Digital Almaty: "Цифровое партнерство в новой реальности". В мероприятии примут участие главы правительств Казахстана, Армении, Беларуси, Кыргызстана, России и председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии", - следует из заявления пресс-службы казахского МИД.
Как добавили в ведомстве, на заседание также были приглашены представители стран-наблюдателей при ЕАЭС. А именно генеральный секретарь СНГ, руководители Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития.
В чем заключается потенциальная выгода углубления сотрудничества между странами ЕАЭС?
Что касается стран Центральной Азии (ЦА), то для таких государств углубление кооперации в рамках ЕАЭС - это дополнительная возможность активизировать отношения с РФ для решения значимых внутренних проблем. Сближение с Евразийским союзом может, в частности, способствовать развитию энергетического взаимодействия между странами. А именно это касается как увеличения взаимовыгодных поставок углеводородов, так и вопросов закупки государствами ЦА оборудования для модернизации своих уже устаревших энергосетей. При этом в некоторых случаях речь может идти о национальной безопасности: именно блэкауты и проблемы с доступом населения к газу являлись ключевым фактором в дестабилизации внутриполитической обстановки в различных странах ЦА.
Заключение соглашений о зоне свободной торговли с ЕАЭС
В современных реалиях наблюдается растущий интерес ряда государств в заключении соглашений о зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС.
Тот факт, что ЗСТ внутри ЕАЭС выгодна всем участникам Евразийского союза, не вызывает сомнений, поскольку в этом контексте речь идет о получении тарифных преференций на сельхозпродукцию, металлы, механическое оборудование, продукцию легкой и пищевой промышленности.
Однако развитие партнерства не ограничивается территориальными границами содружества. Так, в конце ноября сообщалось о достижении Москвой и Тегераном принципиальной договоренности о создании зоны свободной торговли между Исламской республикой и Евразийским союзом. Ожидается, что соглашение о ЗСТ вступит в силу сразу после ратификации в национальных парламентах.
Не будет преувеличением отметить, что Иран является крупнейшей после Турции экономикой исламского мира по объему ВВП. С полноценным подключением Тегерана к деятельности ЕАЭС в рамках ЗСТ Каспий, очевидно, станет важным центром развития Международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг", который представляет собой сеть автомобильных, железнодорожных и судоходных маршрутов протяженностью 7200 километров. По сравнению с маршрутом через Суэцкий канал "Север-Юг" позволяет в два раза сократить временные затраты на транспортировку и контейнерное хранение товаров.
Для России "Север-Юг" приобретает особенную актуальность в условиях жесткой санкционной политики коллективного Запада, поскольку прямое транспортное сообщение РФ с европейскими странами стало стремиться к минимуму. В этих новых реалиях транспортное сообщение нашей страны с государствами ЕС начало сводиться к минимуму и возникла острая необходимость поиска новых путей вывода российских экспортных товаров на рынки других стран.
Как заявил заместитель председателя Правительства РФ Алексей Оверчук в конце октября 2022 года на Евразийском экономическом форуме, проходившем в столице Азербайджана Баку, "Россия от глобальной осевой модели Восток - Запад переходит к модели Север - Юг, чтобы обеспечить транспортную связанность российской экономики с югом евразийского континента - рынками Индии, Пакистана, Юго-Восточной Азии". По словам Оверчука, именно эти рынки Россия сейчас рассматривает в качестве основных, дополнительно она сможет укрепить экономические связи со странами Каспийского бассейна.
"Россия перестает быть востоком Европы и начинает осмысливать себя как север Евразии. Именно в этом ключе сегодня выстраивается логика нашего развития", - заявил Оверчук.
Немаловажным представляется тот факт, что морские и железнодорожные перевозки по коридору "Север-Юг" были запущены в условиях жесткого санкционного режима, что является косвенным подтверждением его рентабельности и большого потенциала для дальнейшего развития.
Несмотря на давление со стороны США, такие крупные азиатские торговые партнеры ЕАЭС, как Индия и Индонезия, также прорабатывают вопрос создания ЗСТ с объединением. Указанные страны в условиях попыток Вашингтона и стран Запада установить санкционный диктат в международных экономических отношениях не скрывают своего желания развивать сотрудничество со странами Центральной Азии, в первую очередь под эгидой ЕАЭС.
В частности, министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев и министр торговли Республики Индонезия Зулкифли Хасан в декабре 2022 года подписали совместное заявление о запуске переговоров о заключении соглашения о свободной торговле. Документ, в частности, фиксирует договоренность о проведении первого переговорного раунда в 1 квартале 2023 года.
"Евразийский экономический союз придает большое значение развитию взаимовыгодного сотрудничества с Индонезией, которая является одним из наших главных торговых партнеров в АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Надо использовать остающийся нераскрытым потенциал: как показало исследование, либерализация условий торговли может позволить нарастить товарооборот еще на 1,5 миллиарда долларов", - отметил Слепнев, соответствующее заявление которого опубликовано на сайте Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
В понедельник президент РФ Владимир Путин направил обращение к лидерам государств-членов ЕАЭС по случаю принятия РФ с 1 января 2023 года председательства в Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии, отметив, что ЕАЭС имеет все возможности стать самодостаточным полюсом многополярного мира.