Буквально сразу после завершения визита главы российского внешнеполитического ведомства в ЮАР, Эсватини, Анголу и Эритрею "африканское турне" предприняли министр финансов США Джанет Йеллен и руководитель европейской дипломатии, если о таковой вообще всерьез можно сегодня вести речь, Жозеп Боррель. Американская чиновница в основном угрожала последствиями странам, которые откажутся следовать западным санкциям против России. Чиновник европейский, напротив, раздавал щедрые обещания тем, кто согласится "объединить усилия с Западом для защиты существующего миропорядка". При этом Боррель сформулировал то, что на самом деле нужно "западному лобби" от африканцев. Ведь, по его словам, особый интерес для Брюсселя представляют запасы редкоземельных ресурсов, необходимых для продвижения "зеленой" повестки в Европе.
В том, что Запад "стремится к восстановлению колониальной зависимости африканских государств, но уже в новом качестве", не сомневается и Лавров. Именно поэтому повестка предстоящего в июле второго саммита "Россия - Африка", который пройдет в Санкт-Петербурге, нацелена на избавление континента от негативных последствий колониального прошлого и попыток Запада реанимировать его в будущем. В частности, на саммите в Санкт-Петербурге будут обсуждать продовольственную и экономическую безопасность стран региона, доступность для них новых технологий и вопросы безопасности в здравоохранении. При этом, в отличие от Запада, Москва не выдвигает требований к получателям помощи и не ставит им условий. Напротив, предлагает равноправный диалог, а в ряде случаев и бесплатные продовольствие и минеральные удобрения. Сюда же стоит добавить отсутствие между Россией и африканскими странами отрицательного исторического прошлого, что неизбежно повышает уровень взаимного доверия. В регионе до сих пор много руководителей, которые получали образование в СССР, здесь помнят всестороннюю помощь - военную и экономическую, которую ранее оказывал странам Африки Советский Союз. Многим государствам благодаря этой многолетней поддержке национально-освободительных движений удалось вернуть независимость, избавиться от статуса колоний.
Так что радушный прием, который сопровождал визит Лаврова в Африку, стал негласной демонстрацией поддержки России в ее противодействии однополярному миру, который продолжает навязывать континенту Вашингтон.
В 1904 году на Всемирной выставке в Сент-Луисе (США) был открыт "человеческий зоопарк", где в вольерах были выставлены в примитивно-дикарском виде представители африканских племен, чтобы посетители могли убедиться в превосходстве белой расы. Но многое ли с тех пор изменилось?
Во время визита Лаврова в Африку министр иностранных дел Германии Анналена Бербок (та самая, которую зампред Совбеза России Дмитрий Медведев назвал "абсолютной и полезной дурой". - От ред.) написала в соцсети, что "глава российского МИД поехал в Африку не на гепардов смотреть, а распространять дезинформацию".
Эта уничижительная оценка политического места континента в шкале ценностей немецкого МИД не осталась незамеченной. "Для вас африканский континент, его люди и дикая природа - только повод для шуток", - отреагировала на откровения Бербок спикер председателя Африканского союза Мусы Факи Эбба Калондо.
Но нынешняя битва за Африку между Россией и Китаем с одной стороны и коллективным Западом с другой - не просто столкновение мировоззрений, спор за политическое влияние. Хотя и то и другое имеет место. В условиях конфликта с Москвой для американо-европейского блока это борьба за ресурсы для собственного выживания. Потеря беспрепятственного доступа к расположенным в Африке богатейшим месторождениям полезных ископаемых окончательно лишает страны G7 лидерства. При этом Африка неизбежно станет, по словам Лаврова, одним из нарождающихся центров многополярности, чего на Западе стремятся не допустить.
В ходе поездки Лавров проинформировал коллег в ЮАР, Эсватини, Анголе и Эритреи о конфликте на Украине и о том, что ему предшествовало. Именно эта "историческая часть", которая наглядно демонстрирует лживость европейских обещаний и агрессивную, захватническую сущность западного военного блока, находила понимание у его собеседников. Многие из стран региона в ходе борьбы за независимость ранее не раз сталкивались с таким же отношением к себе со стороны Запада. Наших бывших европейских партнеров сегодня по-настоящему пугает решимость Москвы доносить свою правду в регионе, который в Старом Свете исторически привыкли считать "задним двором" - сферой влияния. Но происходящие в мире изменения дали шанс странам этого "заднего двора" вернуть самостоятельность во внешней политике. Так уже произошло в Центральноафриканской Республике и Мали, откуда были вынуждены убраться восвояси французские военнослужащие. И если сегодня в Африке еще есть государства, которые боятся перемен и не хотят открыто ссориться с "западным лагерем", это вовсе не означает, что в дальнейшем они не изменят свою позицию. Тем более в ситуации, когда могут воочию наблюдать, как влиятельные африканские гранды говорят твердое "нет" Вашингтону и Брюсселю и относятся с явной симпатией к российским инициативам.
В ходе визита Лаврова президент Анголы предложил созвать саммит Африканского союза для определения места Африки в формирующемся миропорядке. А министр иностранных дел ЮАР Грейс Наледи Мандиса Пандор не только отказалась осуждать действия России на Украине, но также поддержала проведение совместных военно-морских учений России, Китая и Южной Африки. Когда же глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель в свойственной ему хамской манере стал поучать руководство ЮАР, что проведение такого рода учений "не лучшее решение", то получил твердый дипломатичный ответ: учения пройдут, потому что "все страны делают то же самое со своими друзьями".
Визит Лаврова подтвердил привлекательность для стран Африки тезиса о многополярном мире, который продвигает Россия. В отличие от западных коллег глава МИД России в ходе пресс-конференций ни разу не требовал от стран Африки отказаться от контактов с Западом. Но предложенная Москвой и Пекином многосторонняя повестка сегодня выглядит для региона перспективней и современней, чем та, что навязывают эмиссары из Европы и США. Это понимают на коллективном Западе, и это обстоятельство вызывает бешенство у его элит, не привыкших видеть в Черном континенте политическую силу.
На днях министр финансов США Джанет Йеллен заявила о "катастрофе", которая может произойти из-за угрозы дефолта в Америке, после того как страна достигла очередного потолка госдолга. Среди прочего Йеллен предложила отказаться от ряда бюджетных расходов. Но в странах Африки понимают: эти меры финансового спасения, которые предпримут американские власти, отразятся на способности Вашингтона выполнять ранее взятые обязательства в отношении иностранных партнеров. Поэтому раздаваемые Йеллен и Боррелем в ходе поездок по "следам Лаврова" обещания рискованно воспринимать всерьез. Тем более и прежде щедрые посулы Запада странам Африки так и оставались словами. Достаточно вспомнить историю переговоров России и ЮАР о строительстве в Южной Африке атомной станции. Для того чтобы помешать сделке, сторонники экологической повестки на Западе обещали южноафриканцам обеспечить страну электроэнергией с помощью зеленых технологий. Итог этих обещаний я наблюдал в городе Претория - там не работает множество светофоров только потому, что их отключают для экономии электроэнергии. Если бы власти ЮАР согласились на российское предложение, уже сегодня новая АЭС была построена и проблем с электроэнергией у республики не существовало.
Еще одним значимым политическим маркером поездки Лаврова стал выбор стран, где состоялись переговоры. Наряду с крупными и влиятельными - ЮАР и Анголой - это были маленькое королевство Эсватини и совсем небольшая по территории, находящаяся под западными санкциями Эритрея. Причем в Эсватини и в Эритрею российский министр приехал впервые. Тем самым глава МИД России вновь показал, что для нашей страны больше не существует каких-либо навязанных Западом "табу" на контакты с африканскими лидерами. И Москва одинаково уважительно относится к большим и малым государствам континента, заинтересована в развитии отношений на равных со всеми.
В столице Эритреи городе Асмэре глава МИД России побывал на площади Восстания, где установлен памятник Александру Пушкину. "Была очень трогательная церемония с участием местных жителей, школьников. Мы признательны за то, как эритрейцы хранят память об объединяющем нас любимом поэте", - подчеркнул на пресс-конференции Сергей Лавров. Он также напомнил, что эритрейский город Массауа стал побратимом Севастополя.
В столице Анголы Луанде российский министр возложил венок к могиле первого президента страны Агостиньо Нето. Тот скончался в 1979 году в Центральной клинической больнице Москвы. Возведением Мавзолея-мемориала, где похоронен Нето, занимались советские специалисты. Есть в Луанде и улица Владимира Ленина, которая берет начало от улицы Че Гевары. А в школе при российском посольстве темнокожие ученицы на русском спели для главы МИД России "Катюшу".