Чем модульные гостиницы интересны туристам?
Лариса Остапенко: В 2022 году запущен пилотный проект: первые 20 регионов России получили государственные деньги на строительство модульных средств размещения. На мой взгляд, это один из самых красивых проектов, который позволит быстро и качественно увеличить номерной фонд. В Севастополе подписано пять соглашений с предпринимателями о грантовой поддержке, началось строительство таких гостиниц. Всего будет около 100 номеров, появится 66 новых рабочих мест. Все проекты предполагают софинансирование в размере 50 процентов. 150 миллионов рублей - общая сумма грантов и столько же будет вложено частных инвестиций.
Модульные отели - некапитальные сооружения, домики без фундамента, в которых при этом можно отдохнуть с полным комфортом. В номерах будут ванная комната с душем и туалетом, спальня, небольшая кухня. Все модули собираются на заводе и имеют сертификацию. Кроме того, в 2023 году, прежде чем открыться, они пройдут классификацию, получат категорию и заработают как официальные места размещения.
Раньше такие домики называли глемпингами. В чем отличие?
Лариса Остапенко: Глемпинги - сезонное средство размещения, они работают только летом, в них нет отопления. По сути глемпинг - красивая, комфортная палатка, где можно отдохнуть со всеми удобствами. А модуль - полноценный круглогодичный гостиничный комплекс. Некоторые претендуют на четыре звезды, многие будут трехзвездочными.
Производство гостиничных модулей стало быстро расти у нас в стране, после того как регионы получили гранты. В Крыму тоже открылось такое предприятие. Модули адаптируют в зависимости от климата, должно быть и кондиционирование, и отопление. Их делают в основном из экологичных материалов, дерева. У каждого проекта свой подрядчик и завод. Но в рамках одного проекта будет типовая застройка. В основном модули выпускают двух- и трехместные.
Где в Севастополе они появятся? Будет ли там вода, канализация?
Лариса Остапенко: Например, на турбазе "Каравелла" на Фиоленте на средства грантов построят 10 модулей. На берегу бухты Ласпи будет реализован проект "Алника", включающий 19 экомодулей. Модульные отели возведут возле Языковой балки, а также в Балаклавском районе, рядом с парком живой истории "Федюхины высоты". Там проект реализует винодельческое предприятие "Золотая балка", он позволит развивать винный туризм, привлекать гостей на "винную дорогу" и в парк "Федюхины высоты". Модульный отель станет первой ласточкой проекта "Терруар Севастополь", который подразумевает создание на винодельнях гостиниц, ресторанов, экскурсионных центров и других туристических объектов. Что же касается подключения к коммуникациям, то к некоторым объектам есть возможность подвести электричество, воду, канализацию. Другие будут работать с автономными системами. Планируются биосептики, локальное водоснабжение, солнечные батареи. На каждом объекте обеспечат пожарную безопасность, охрану.
А бизнес проявил интерес к грантам, ведь прошлый сезон был не самым удачным, турпоток в Крыму сократился?
Лариса Остапенко: Бизнес хорошо отреагировал, поступило большое количество заявок. Все проекты пристально изучались комиссией, были жесткие критерии отбора. В основном заявки отсеивались из-за того, что земля не была предназначена для гостиничного обслуживания или рекреации. Многие хотели реализовать проекты на земле сельхозназначения, но там нельзя размещать гостиничные объекты, они не пройдут классификацию и не смогут работать легально.
Конкурсы завершились только в декабре, успеют ли все построить?
Лариса Остапенко: Гранты поступили не сразу, долго готовилась конкурсная документация, так как это первый опыт в России. Деньги мы довели до получателей грантов в конце 2022 года. Поскольку остаются трудности с доставкой стройматериалов: их везут по новым территориям, что увеличивает сроки транспортировки, мы подписываем с получателями грантов соглашения о продлении сроков реализации. Рассчитываем, что уже весной все объекты заработают, а на майские праздники модульные гостиницы примут постояльцев.
Выделялись также гранты на пляжи. Но операторы пляжей и так обязаны их благоустроить. Не получится ли, что они за счет грантов выполнят работу, которую должны были сделать сами?
Лариса Остапенко: На грантовом конкурсе было сразу оговорено: если оператор заключил с городом договор о благоустройстве пляжа, то при грантовой поддержке он должен реализовать новый проект, который не заявлял в рамках благоустройства. Поддержано восемь проектов, которые подразумевают повышение комфорта на уже существующих пляжах, а также создание новых. Общая сумма грантов составила более 76 миллионов рублей, софинансирование со стороны бизнеса - 30 процентов. На пляжах Севастополя появятся новые детские городки, кинотеатры под открытым небом, оздоровительные комплексы и дополнительные зоны отдыха.
Например, оператор пляжа возле Балаклавы потратит средства на оборудование дикой части берега. Поверх скалы и валунов возведут деревянные конструкции и настилы. Еще один проект осуществят на месте дикого пляжа "Дельфин" в бухте Ласпи. Грант получила компания, которая открыла там устричную ферму. Инвестор благоустроит территорию, откроет ресторан и дегустационную площадку. Будет работать дайвинг-центр с погружением на устричную ферму. В дальнейшем эта зона получит статус официального пляжа в открытом доступе.
Почему грантовую поддержку получил закрытый пляж отеля, куда доступ ограничен?
Лариса Остапенко: Гранты предназначены для поддержки бизнеса, это не социальные проекты благоустройства муниципальных пляжей. В конкурсе даже не смогло участвовать государственное учреждение, которое обслуживает пляжи, потому что поддержка предназначена для предпринимателей. У нас не было задачи разделять пляжи на частные и городские. Главная цель - помочь предпринимателям улучшить условия. Из восьми получили поддержку два проекта владельцев отелей - "Песочная бухта" и "Аквамарин". На пляже отеля "Аквамарин", к примеру, появится детский оздоровительный комплекс, где будут проходить спортивные мероприятия, занятия йогой.
Среди проектов-победителей - самый большой песчаный пляж Севастополя Учкуевка, три балаклавских пляжа - Яшмовый, Серебряный, Золотой. Инфраструктура, которую создадут на гранты, позволит бизнесу перейти к круглогодичной работе. Во многих странах местными жителями востребован отдых на пляжах в межсезонье, когда спадает жара: там можно гулять, посещать оздоровительные мероприятия. Детские, спортивные площадки, кинотеатры могут работать и зимой.
Какие новые турпроекты будут реализованы в Севастополе?
Лариса Остапенко: Заключено 25 соглашений об улучшении туристической инфраструктуры - реализации новых турпроектов и закупке оборудования, общая сумма вложений - 108 миллионов рублей. Среди них - маршрут по партизанским тропам, экскурсии по городу с очками дополненной реальности. Появятся частные туристско-информационные центры, в том числе - на винодельне, с прокатом велосипедов, экскурсиями по виноградникам. Интересный проект яхтенного туризма - закуплены небольшие парусные яхты класса MX-700 российского производства. Их будут сдавать в чартер туристам, которые занимаются яхтенным спортом, проводить обучение. Откроется выставочный центр, посвященный истории авиации в Крыму и вообще в России, где представят модели самолетов, а на симуляторе можно будет попробовать себя в роли пилота.
Появится мобильное приложение с информацией о температуре воды на пляжах, обновлять ее будут каждые десять минут. Также закупят оборудование для дайвинга, проката каяков, сапов, электрических сап-бордов, которых пока у нас не было.
Что получит Севастополь от реализации этих проектов?
Лариса Остапенко: Мы ожидаем, что после возобновления авиасообщения турпоток вернется к прежним цифрам и будет расти. Благодаря проектам, которые реализуются при грантовой поддержке, Севастополь станет более привлекательным для туристов. Рассчитываем, что гости будут не просто приезжать к нам на экскурсии на один день с южного берега Крыма, а задержатся подольше. Они смогут пожить в модульных отелях, посетить винные маршруты, воспользоваться сервисами проката. Появятся дополнительные точки притяжения. А туристы сейчас избалованные, у них много возможностей, поэтому нам надо создавать условия, чтобы задерживать их у себя, делать так, чтобы они возвращались.