На Дону предпочитают не платить
Эксперты отмечают, что спрос на машино-места в стране за год снизился в среднем на 20 - 25 процентов. Основная причина - растущая цена жилой недвижимости. Учитывая, что квартиры часто приобретают на заемные средства, люди стремятся снизить долговую нагрузку и отказываются покупать вместе с жильем парковочное место.
В Ростове проблема с парковками стоит очень остро. И если в элитных новостройках, как правило, предусмотрены подземные паркинги, то более бюджетные варианты этого лишены. Да и большая часть квартир, как говорят в агентствах недвижимости, продается сегодня в ипотеку. Покупателей интересуют, в первую очередь, жилые квадратные метры, и они ориентируются на местоположение дома и планировку квартиры. Но все же парковочные места выкупаются, да и для застройщика это огромный рекламный бонус, если они есть. Правда, стоимость колеблется от 600 тысяч рублей до полутора миллионов. При этом хватает места далеко не всем, а в число заявленных парковок застройщик нередко включает и прилегающую территорию.
По правилам количество парковочных мест в новостройке должно быть предусмотрено в расчете 350 на 1000 жителей. Причем десять процентов машино-мест должны быть предназначены для инвалидов. Однако застройщики зачастую берут в расчет количество не жильцов, а квартир. И запретить им никто не может, поскольку дом только возводится. Так, к примеру, в донской столице в элитном жилом комплексе на улице Береговой на 900 квартир предусмотрено 300 парковочных мест.
Что касается спальных районов, тут, казалось бы, не должно быть проблем с парковками, особенно если жилой комплекс возводится с нуля в чистом поле. Однако домов становится больше, а жильцам приходится каждый вечер искать место для своей "ласточки". Например, в микрорайоне Левенцовском лишь несколько домов оснащено подземным паркингом. Но, согласно заявленным властями планам, в 2024 - 2026 году там появится шесть наземных стоянок на 2050 машино-мест.
Вышли в ноль
По данным группы компаний "Монолит", в 2022 спрос на паркинги в Крыму снизился на 46 процентов, при этом цена значительно не менялась. Паркинги не пользуются особой популярностью, отмечают в строительном холдинге. Связано это с менталитетом покупателей, которые не привыкли платить за машино-место, предпочитая парковаться за сотню метров, но бесплатно. Второй аспект - высокая стоимость.
- На цену, прежде всего, влияет не спрос, а себестоимость, которая растет ускоренными темпами. Поэтому строительство паркинга выходит даже не низкомаржинальным для девелопера, а нулевым, - отмечает руководитель департамента коммуникаций ГК "Монолит" Дарья Осадчая. - Цена часто соответствует себестоимости продукта. Кроме того, машино-места быстро не продаются. Одна сделка растягивается до двух месяцев.
Высокую себестоимость парковочных мест отмечает и другой крымский застройщик - компания "Гринвуд девелопмент". По ее данным, на рынке сейчас больше дешевой недвижимости. Соответственно покупатели квартир не всегда готовы приобретать машино-место за 1 - 2 миллиона рублей. При этом, отмечает застройщик, спрос и цена в этом сегменте практически не изменились. Среднее машино-место класса "комфорт" стоит 0,95 - 1,25 миллиона рублей. Класса "бизнес" - 2 - 2,5 миллиона.
- Застройщики, особенно когда речь идет о массовом жилье, вынуждены продавать машино-места практически по себестоимости, - говорит директор по маркетингу и продажам компании "Гринвуд девелопмент" Артур Дубровский. - Но и в таком случае не каждый житель дома готов платить за машино-место дороже, чем стоит его автомобиль.
Вместе с тем застройщик обязан соблюдать заложенный в законодательстве норматив. Например, в Симферополе он рассчитывается как 0,35 квадратных метра парковки на один квадрат площади квартиры. Девелоперам, считают в ГК "Монолит", выгоднее строить подземные паркинги, так как они позволяют сохранить полезную площадь застройки и более удобны для потребителей. Создание отдельно стоящих паркингов - рисковое мероприятие в нынешних условиях. Сформированный спрос появляется уже после ввода в эксплуатацию.
Номер прикрывают листиком
- Потребительское поведение жителей Кубани в части приобретения парковочных мест в значительной степени зависит от класса объекта, - рассказал Денис Сериков, руководитель отдела департамента маркетинга и анализа одной из компаний-застройщиков. - Покупатели дорогой недвижимости, особенно семейные, не готовы мириться с неудобствами и зачастую приобретают не одно парковочное место, а два. В отношении других сегментов немаловажную роль играет тот факт, что Краснодарский край является одним из самых автомобилизированных регионов России. Люди очень мобильны, поездки на море или в горы на выходные - это одна из особенностей стиля жизни южан. Поэтому безопасная парковка очень важна, особенно в свете значительного роста цены автомобилей. Предпосылок для снижения стоимости парковочных мест или падения спроса на них в городах присутствия нашей компании не отмечено.
Усредненного норматива по расчету количества машино-мест при строительстве многоквартирных домов нет. Норма весьма размыта и зависит от планировки земельного участка и массы других факторов, прежде всего, комплексного развития. Если говорить отдельно о Сочи, то в последнее время требования к количеству парковочных мест ужесточились.
- Раньше можно было сдать дом с минимальным количеством парковочных мест, а сейчас нельзя, - отметили представители местных застройщиков. - Причем неважно, какой именно паркинг, плоскостной или подземный многоуровневый. Городу важна обеспеченность парковочными местами, так как их отсутствие создает заторы на дорогах и во дворах. Безусловно, подземный паркинг бесплатным не будет, ведь его нужно построить, ввести в эксплуатацию и содержать. А в Сочи место на такой парковке никогда не стоило дешево. В Краснодаре за эти деньги (минимум от одного до трех миллионов рублей, а в центре курорта еще выше) можно купить квартиру. Причина высокой цены - острый дефицит парковочных мест.
Кстати, в Краснодаре широкое распространение получила практика, когда водители, останавливаясь на муниципальных парковках, закрывают номера своей машины листиком, тряпкой или медицинской маской. При фото- или видеофиксации такой номер невозможно распознать в автоматическом режиме, следовательно, владельцу машины нельзя выписать штраф. Речь идет о так называемых карманах вдоль дорог и не закрытых шлагбаумами, паркоматы на них, как утверждают водители, в 80 процентах случаев не работают. Даже если очень хочешь заплатить за стоянку, то не получится. Ситуацию решил разрулить сам мэр Краснодара Евгений Наумов. И взялся за дело, что называется, с головы: собрал своих заместителей и дал наказ не нарушать правила парковки. "Если увижу или прочитаю где-то, что они скрывают на своих машинах номера на муниципальных парковках, последствия будут самые серьезные", - написал Евгений Наумов в своем телеграм-канале. Мэрия Краснодара уже опубликовала видео, на котором один из чиновников администрации города извиняется за то, что закрывал номера своего автомобиля на муниципальной парковке. Хотя о том, что он был наказан, ничего не сообщается. Правда, о борьбе с нарушителями парковки глава Краснодара заявил еще в ноябре 2022 года, отметив, что решение нашли: "скрытые номера будут подлежать очистке от посторонних предметов". Но с тех пор ситуация, как видим, не изменилась. Конечно, инициатива наказывать тех, кто неправильно паркуется и тем самым создает массу проблем для водителей и пешеходов, заслуживает одобрения. Но хочется также спросить у местной власти: может, и паркоматы надо включить?