Недаром Головкина, активизировавшегося позже Чикатило на несколько лет и долгое время промышлявшего с ним параллельно, прозвали его "учеником" - несмотря на разницу "почерков", по уровню бесчеловечности преступлений они вполне сопоставимы. А кто-то скажет, что одинцовский маньяк даже превзошёл своего названного "учителя" в зверствах - хотя доказанных (но это только доказанных) жертв у него значительно меньше.
В общем, сравнения нового сериала с недавним "Чикатило" Okko по умолчанию неизбежны, да и вряд ли приходится сомневаться в том, что "Фишер" в немалой степени был вдохновлён рейтинговыми успехами сериала Сарика Андреасяна. Перекличка с историей убийцы из лесополосы сразу начинается и в сюжете нового проекта.
В Одинцовском районе Подмосковья во второй половине восьмидесятых начинают обнаруживать изуродованные детские трупы со следами сексуального насилия, и подозрение падает на неуловимого педофила-каннибала, уже несколько лет держащего в страхе юг большой страны. Из Ростова-на-Дону в Москву в срочном порядке вызывается опытный следователь Евгений (Иван Янковский), не понаслышке знакомый с деталями дела Чикатило.
И хотя он быстро и к своему большому неудовольствию (молодой человек рассчитывал лишь дать консультацию и отправиться домой к тяжело больной жене, но не тут-то было) понимает, что речь идёт о другом преступнике, отголоски той трагедии продолжают звучать - например, в виде сцены с "Заслуженным мучителем" Анатолием Сливко, дающим консультации следователю по делу Головкина (в реальности с ним говорили как раз о "Ростовском потрошителе").
Меж тем снимал "Фишера" не Сарик Андреасян, и это главный плюс нового детективного триллера. Благодаря этому мы - по крайней мере, в первых трёх сериях - избавлены от сомнительной драматургии, чрезмерной сосредоточенности на артефактах эпохи (они в кадре, разумеется, присутствуют, но не так навязчиво), а броская цветокоррекция заменена на аскетичную и мрачноватую бледность перестроечного кино.
А ещё дуэт режиссёров Сергей Тарамаев - Любовь Львова (они вместе снимали сериалы "Доктор Преображенский" и "Чёрная весна", а также оригинальную картину "Метаморфозис") и их не особо успевшие засветиться сценаристы Сергей Кальварский и Наталья Капустина фокусируются не на фигуре маньяка (никаких экстравагантных физиогномических кульбитов имени Дмитрия Нагиева), а непосредственно на следствии (хотя, судя по промо-материалам, жуткие сцены с его участием нас ещё ждут).
Так что на экране главным образом трое: уже знакомый нам молодой Евгений, девушка-следователь Наталья и их старший коллега Валерий. Компания, безусловно, любопытная, но к касту и непосредственно исполнению есть вопросы. Иван Янковский пробует амплуа гоповатого ростовского следака, и проявляется его характер, помимо перманентного хамства, в беспрерывном гэканье и шоканье - таком же нарочито-неестественном, как у Виктории Богатырёвой во всё том же "Чикатило". Юная Наталья отвечает за прогрессивность и фем-повестку: поначалу приезжий нахал её шпыняет (и небезосновательно), но уже к третьему эпизоду она вовсю демонстрирует признаки сильной и независимой, при этом неистребимый позднемиллениальский говорок Александры Бортич впечатление то и дело смазывает. Ну а Александр Яценко, играющий Валерия, - вновь несколько растерянный и неоправданно для заданных обстоятельств мягкий мужик средних лет, явно не знающий, как с этой молодёжью иметь дело.
Кстати, о молодежи. Помимо уже прочно укоренившейся в отечественной кино- и особенно сериальной продукции темы гендерного равноправия, сценаристы умудрились в сеттинг перестроечного СССР внедрить и элементы BLM-повестки - через т.н. "детей Олимпиады". Что, как минимум, вызывает любопытство. Будем надеяться, что современные тренды, однако, в дальнейшем не слишком увлекли авторов "Фишера", и заявленное исследование феномена человеческого зла (а жестокого натурализма они не чураются, что было прекрасно видно и по трейлерам) займёт в оставшихся пять сериях центральное место.