Националисты хотели уничтожить все польское
По оценкам историков, между 1943 и 1945 годами украинские пособники фашистов уничтожили несколько десятков тысяч поляков, евреев, граждан других национальностей на территории Волыни, региона, который находился в оккупированной нацистами Польше.
По оценкам историков, в Волынской резне было убито не менее 100 тысяч польских граждан, в том числе от 40 до 60 тысяч на Волыни, от 20 до 40 тысяч в Восточной Галиции и не менее четырех тысяч на территории нынешней Польши. По данным Национального института памяти Польши, к весне 1945 года около 10-12 тысяч украинских боевиков были убиты во время ответных польских операций. В ходе проведенного в Польше исследования "Карта" было установлено, что обстоятельства гибели до 23 тысяч поляков в годы войны до сих пор не выяснены.
Убийства поляков совершили члены ОУН - Организации украинских националистов (ОУН) радикального украинского националиста Степана Бандеры и ее военного подразделения, УПА - Украинской повстанческой армии. Деятельность ОУН-УПА запрещена в РФ. Именно бандеровское крыло Организации украинских националистов, которое еще называется ОУН-Б, сформировало УПА, целью которой было избавиться от всех не украинцев. Радикал-националисты хотели не только зачистить польское гражданское население, но и стереть все следы польского присутствия в этом районе.
Историк из Йельского университета в США Тимоти Снайдер отмечал, что в 1939 году польское население составляло около 16 процентов всего населения Волыни (Волынской и Ровенской областей), а к 1943 году оно снизилась примерно до 8 процентов. По его словам, ОУН-УПА развернула кампанию по отождествлению волынских поляков и польского правительства с "оккупационными режимами" Советского Союза и нацистской Германии. Еще до войны ОУН инициировала кампанию террора в Польше, которая включала убийства видных польских политиков, таких как министр внутренних дел Бронислав Перацкий, а также польских и украинских умеренных, как Тадеуш Холувко.
Геноцид польского населения на Волыни начался 9 февраля 1943 года отрядом Украинской повстанческой армии, боевики которого убили 173 поляка в деревне Паросла. "Долбежки-Коробки", отряд "первой сотни УПА" под командованием Григория Перегиняка после боя в городке Владимирец под видом советских партизан вошел в деревню и попросил у поляков помощи. Гостеприимные хозяева накормили чужаков, которые затем собрали жителей деревни на сход, связали их и зарубили топорами, несмотря на отчаянные мольбы о пощаде.
Перегиняка спустя две недели убили немцы, когда он со своими боевиками перепутал местность и вместо очередной польской деревни напал на военный городок нацистов.
Спасение будущего космонавта
Спустя три недели, в марте 1943 года началась систематическая и плановая ликвидация всех поляков. В Костопольском районе в ночь с 9 на 10 марта в Антоновке были убиты около 20 поляков, 18 марта в результате нападения на колонию Боровка погибли 29 мирных жителей. 22 марта 1943 года националисты подожгли школу в Млыновцах, а в конце марта боевики УПА уничтожили в селе Липники 182 местных жителя, в том числе четырех евреев и одного русского. Чудом спасся проживавший в селе будущий первый космонавт Польши Мирослав Гермашевский.
В апреле 1943 году лидер военизированного крыла ОУН Николай Лебедь предложил уничтожить все польское население в зоне действия УПА. Снайдер называет членов силовых структур ОУН-Б "экстремистами и фанатиками, которые с непримиримой ненавистью относились к людям, считавшихся ими врагами нации". Украинская политическая сцена на Волыни оказалась под властью "незрелых и злых мужчин" во главе с 33-летним Лебедем, и практически вся украинская молодежь вступила в ряды УПА, отметил профессор. При этом головорезы отказывались воевать с советскими партизанами, демонстрируя "свою храбрость" в отношении беззащитного мирного населения.
Боевики намеревались устроить "кровавую Пасху" в Волыни. В ночь на 23 апреля 1943 года отряд УПА напал на поселок Яновая Долина в Костопольском районе, в котором размещался немецкий гарнизон численностью до роты. Развязался бой продолжительностью в сутки, в результате которого погибло до 600 человек, большинство из них - мирных жители. В начале апреля 1943 года сообщалось, что украинские националисты проводят зверскую расправу над беззащитным польским населением, "ставя задачу полного уничтожения поляков на Украине". Партизаны сообщили, что в Цуманском районе Волынской области, сотне националистов было предписано до 15 апреля уничтожить поляков и все их населенные пункты сжечь".
Деревни и села жгли дотла
Атаки украинских националистов на поляков усилились 11 июля 1943 года. На рассвете того же дня отряды УПА при поддержке местных украинцев одновременно окружили и атаковали 99 польских деревень в Ковельском, Влодзимеж-Волынском, Гороховском и Луцком районах. Украинцы безжалостно вырезали мирных поляков и разрушали их дома. Деревни были сожжены дотла, а имущество мирных жителей разграблено. По оценкам исследователей, только в этот день число польских жертв могло составить около 8000 человек, в основном женщин, детей и стариков. Совершенная в этот день массовая бойня вошла в историю под названием "Кровавое воскресенье" и, несомненно, стала одним из самых жестоких эпизодов Волынской резни.
Эта скоординированная операция продолжалась до 16 июля. Только в июле 1943 года националистами было сожжено 530 польских деревень, спастись удалось немногим мирным жителям. Новая волна массовых убийств произошла в начале 1944 года. Между 1943 и 1945 годами самые большие массовые убийства произошли в Воле-Островецкой, где были зверски замучены 628 поляков, в Гае - 600, в Островках - 521 и Колодно, где были убиты 516 мирных жителей.
Убийства польского населения, в основном крестьян, по свидетельствам выживших очевидцев, совершались украинскими националистами с особой жестокостью. Многие были сожжены заживо или брошены в колодцы. Топоры, вилы, косы, ножи и другие сельскохозяйственные инструменты, а не ружья, использовались, чтобы резня выглядела как спонтанное крестьянское восстание. Нередко националисты одевались в форму советских солдат, чтобы представить злодеяния как месть "советского агрессора". Уже спустя десятилетия горе-историки и либеральные СМИ попытаются раскрутить нелепую и выходящую за пределы разума версию о причастности Москвы и лично Сталина к зверствам. По мнению упомянутого выше историка Снайдера, жестокие операции немцев против волынских евреев подготовили многих будущих членов УПА к насильственным действиям 1943 года против поляков. Украинцы познакомились с насильственной смертью в массовом масштабе, а те, кто принимал участие в немецких операциях в качестве вспомогательных сил, впоследствии стали основными рекрутами для создания карательных отрядов УПА на Волыни.
Боевики пытали своих жертв с невообразимой жестокостью. С жертв снимали скальп, отрезали носы, губы, уши. Им выкалывали глаза, отрубали руки, пытали беременных. По мнению польского историка, эксперта по польско-украинским вопросам, профессора Гжегожа Мотыки, "антипольская акция, хотя и была этнической чисткой, также соответствует определению геноцида".
Масштабы расправ не поддаются подсчету
Первые нападения УПА привели к тому, что в польских селах начали организовывать отряды самообороны. Многие населенные пункты превращались в укрепленные форпосты, из которых в дальнейшем польскими повстанцами атаковались украинские села, поддерживавшие УПА. Советские партизаны также защищали местное польское население от атак националистов. Так, они помогли выстоять отрядам самообороны в Пшебраже и Старой Гуте, и спасли многих поляков от смерти. Они также иногда организовывали совместные ответные карательные операции против украинцев.
Отдельные убийства мирных поляков продолжались в различных регионах Западной Украины и в первые месяцы 1945 года. Действовавшие на территории Польши отряды УПА совершали нападения на поляков вплоть до завершения акции "Висла" в начале 1947 года. К концу войны именно бандеровская фракция ОУН-Б и УПА была обвинена в "этнической чистке" в приграничных районах, в том, что стало известно миру, как "Волынская трагедия" или "Волынская резня".
В феврале 1990 года КГБ Украины сообщило в СМИ, что от рук бандеровцев погибло более 30 тысяч польских мирных жителей, а также около 25 тысяч солдат, сотрудников НКВД и пограничников. По мнению, эта цифра не отражает масштабов расправ, совершенных бандеровцами. Так, украинский профессор и историк Виталий Масловский утверждал, что в 1944-1952 годах от рук националистов ОУН-УПА погибло более 80 тысяч граждан, а потери во время войны, вероятно, были в два раза выше. В целом данных по Волынской резне не хватает, и даже сегодня трудно получить доступ к специальным архивам.
Ассоциация жертв украинских националистов, созданная во Вроцлаве осенью 1990 года, обратилась с открытым письмом к депутатам польского сейма и сенаторам. В нем говорилось, что украинские националисты убили около 500 тысяч поляков, украинцев и евреев. Выжившие и родственники жертв требовали недвусмысленного заявления от польского парламента и правительства, в котором преступления, совершенные украинскими националистами, были бы четко и точно отнесены к геноциду, а ОУН-УПА осудили бы как фашистские преступные организации. Только в 2016 году польский парламент, учредил Национальный день памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против граждан Второй Республики Польша. В 2016 году выход на экраны польского фильма "Волынь" ("Ненависть" на английском языке), в котором рассказывается о массовых убийствах, связанных с организацией Бандеры, вызвал напряженность в польско-украинских отношениях. Однако, спустя несколько лет, Киев и Варшава неожиданно распахнули объятия друг другу, на почве ненависти к России, забыв об ужасающей трагедии. В 2022 году президент Польши Анджей Дуда заявил, что массовые убийства в ходе Волынской резни могут быть классифицированы как "геноцид", сообщило государственное польское информационное агентство PAP. Вместе с тем он предупредил, что поиск истины не должен создавать атмосферу мести поляков по отношению к украинцам. Дуда добавил, что поддержка Польши Украине "в ее борьбе с российскими нападениями" является лучшим доказательством того, что отношения между двумя странами улучшаются.
История ничему их не учит
Оправдание и героизация ОУН-УПА в незалежной начались еще в президентство Ющенко, присвоившего звание героя Украины основателю УПА Бандере. В украинской политической элите и в СМИ с начала 2000-х годов стал продвигаться тезис о том, что с обеих сторон совершались аналогичные зверства, о чем свидетельствуют насильственные депортации населения с обеих сторон границы и преднамеренные нападения на украинских гражданских лиц в ходе операции "Висла". После прихода к власти в 2014 году Порошенко улицам украинских городов начали присваиваться имена националистов, а Бандеру сделали символом сопротивления "тоталитарной политике" Москвы и стали прославлять на всех уровнях. Наконец, своего апогея героизация пособников нацистов достигла при Зеленском, при котором героизация бандеровцев была возведена в ранг государственной политики, а нацистские батальоны стали проводить жестокие акции против мирного населения и российских пленных, как это, например было в Мариуполе со стороны боевиков запрещенного в РФ формирования "Азов". Добавим, что в настоящее время распущенный было батальон "Азов" стал частью Вооруженных сил Украины.
Продолжающееся признание Украиной Бандеры как украинского борца за свободу является предметом разногласий в польско-украинских отношениях. Хотя для многих украинцев Бандера является национальным героем, в Польше его считают пособником нацистов, сыгравшим ключевую роль в геноциде этнических поляков и евреев во время Второй мировой войны. В начале января официальный представитель Министерства иностранных дел Польши Лукаш Ясина заявил, что отношение Польши к преступлениям, совершенным УПА, "остается неизменным", и выразил надежду, что "сближение польского и украинского народов будет привести к лучшему пониманию нашей общей истории".
Однако при этом власти Польши во главе с премьером Моравецким, население которой прекрасно знает и помнит об ужасах Волынской резни, предают память соотечественников, став, наряду с британскими властями, главным союзником режима Зеленского на европейском пространстве. Моравецкий и Зеленский сознательно уходят от темы Волынской резни в комментариях и общении друг с другом, а в современных польских и украинских СМИ редко встретишь упоминание о геноциде мирного населения в Волыни. Наблюдатели отмечали, что постановочные сцены, предпринятые киевским режимом в 2022 году, в частности, в Буче, имели целью отвлечь внимание населения от Волынской резни в предверии ее трагической годовщины. К слову, в июне 2022 года теперь уже бывший посол Украины в Германии Андрей Мельник попытался преуменьшить роль Бандеры в геноциде во время Второй мировой войны. После протестов правительств Израиля и Польши МИД Украины дистанцировалось от заявлений посла.