"Катюша" на двух языках
Уроки начались по инициативе Татьяны Каримовой, председателя Амурской общественной организации поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей "Мир без границ". Амурчанку заняться общественной деятельностью заставили жизненные обстоятельства. Она - мама троих детей, двое из которых особенные.
- Я понимаю, как сложно самостоятельно воспитывать таких ребят. Многие двери были закрыты до тех пор, пока я с единомышленниками не создала общественную организацию. В администрации Благовещенска и в министерстве соцзащиты увидели нашу работу и теперь охотно идут навстречу: предоставляют помещения для занятий, помогают проводить мероприятия, поддерживают деятельность организации, - рассказала Татьяна Каримова.
Она сейчас осваивает новую для себя профессию - учится на олигофренопедагога, при том, что первая специальность у нее техническая.
К групповым занятиям по китайскому амурчанка тоже пришла через собственный опыт. Дочка учила этот язык почти полтора года с педагогом, который не специализируется на работе с особенными детьми - это просто знакомая Татьяны. Во время занятий попробовали изучать песни, простые слова, выражения, чтобы заинтересовать ребенка. В итоге уроки дали неожиданный эффект - ученица начала произносить звуки, которые раньше никак не могла освоить. И это в 12 лет, когда такие положительные изменения ожидать уже сложно. Девочка даже выступила на конкурсе, приуроченном ко Дню инвалида, исполнив "Катюшу" на двух языках.
Развивающий китайский
Татьяна увидела успехи собственного ребенка, и у нее возникла идея организовать групповые занятия. Ребята изучают китайский уже три месяца в двух группах - старшей и младшей. Причем разделяют их вовсе не по возрасту, а по уровню умственного развития. Например, в младшей обучается молодой человек 30-ти лет. Он совсем как ребенок.
Предполагается, что изучение тонового языка задействует правое полушарие мозга, тем самым способствуя развитию речевого аппарата, музыкального слуха, памяти, а также улучшая аналитическое мышление. Еще одна особенность китайского - произношение многих звуков с придыханием. Человеку нужно сделать вдох, чтобы на выдохе правильно сказать, например, "кху", "пху", "хао". Для лучшего результата педагог проводит дыхательную и артикуляционную гимнастику. Дети и сами не замечают, как начинают говорить чисто, с правильной интонацией.
Каждый урок проходит в занимательной форме: на занятиях присутствуют герои, помогающие ребятам вести диалоги. Ученики рассматривают яркие картинки, представляют ситуации, о которых говорят, изучают культурные аспекты. Например, на последнем уроке говорили про Праздник весны - китайский Новый год. А еще на занятиях развивают моторику - используют традиционный счет провинции Хэйлунцзян на руке. С его помощью можно показать до ста чисел, правильно загибая пальцы.
На одном из занятий ребят познакомили с искусством каллиграфии и показали работу мастера, выполненную на шелке.
- Ученики восприняли информацию с интересом. Глаза были такими, будто я показываю им удивительный фокус, - поделилась преподаватель Татьяна Михеева. - Познакомились с китайскими тетрадями, которые сделаны из бумаги совсем другого качества - специально для иероглифики. Набор для каллиграфии состоит из четырех основных элементов, которые в китайском языке называются "четыре драгоценности рабочего кабинета". Это бумага, тушь, тушечница и кисть.
По желанию на уроках китайского могут присутствовать и родители.
- Мы ходим с самого начала. Толик давно интересовался китайским языком, с радостью записался и с удовольствием посещает уроки, - рассказывает мама одного из учеников Светлана. - Педагог построил занятия так, что они идут в виде игры. Дети запоминают сразу несколько фраз, которые можно использовать в общении. Выучили пословицы. Толя говорит некоторые фразы нам и нашим друзьям.
Такие уроки китайского заинтересовали ученых-логопедов кафедры, где обучается Татьяна Каримова. Специалисты планируют посетить занятия и ознакомиться с необычным опытом. Самой же Татьяне, возможно, впору начинать собирать материалы для публикаций в специализированных изданиях, но наукой заниматься некогда - все время посвящено общественной деятельности и работе с детьми.
А ведь, возможно, амурчане действительно сделали большое открытие. По просьбе "РГ" начальник управления по международному сотрудничеству и связям с общественностью Благовещенского государственного педагогического университета, директор Института Конфуция Николай Кухаренко поинтересовался у коллег из КНР "терапией" китайским языком. Но хотя им лестно было узнать об этом, про чудодейственные свойства родной речи они услышали впервые.
"Если хочешь - значит сможешь"
Изучение языка - лишь одно из направлений деятельности организации "Мир без границ". Сотрудники помогают ребятам социализироваться и другими способами. Дети играют в баскетбол, занимаются легкой атлетикой, танцами, рисованием, посещают творческие мастер-классы, где учатся лепить из пластилина, изготавливать открытки и многое другое - в зависимости от темы очередного мероприятия. В "Кванториуме" для особенных детей действуют кружки. "Энерджиквантум" для младших, где изучают физику: микросхемы, редукторы, транзисторы. "Хайтек" для старших. Они работают с различными компьютерными программами. На последнем занятии, например, занимались векторной графикой.
Кроме регулярных занятий немало и разовых. Например, 10 февраля ребята писали письма участникам специальной военной операции, на следующий день участвовали в "Лыжне России". А 17 февраля намечен выезд на одну из спортивных баз Благовещенска. Там детей ждут веселые игры на свежем воздухе, общение с ездовыми собаками и чаепитие.
С 1 марта в "Мире без границ" планируют запустить новый, большой и очень важный проект под названием "Если хочешь - значит сможешь". Он направлен на развитие базовых профессиональных навыков.
- Ребята с умственной отсталостью, которые занимаются по школьной программе, имеют очень ограниченный выбор профессий. Они оканчивают общеобразовательное учреждение со справкой, а не с аттестатом и могут поступить лишь на несколько специальностей. После обучения тоже получают не диплом, а справку. В то же время дети могут и другие профессии освоить, - рассказала Татьяна Каримова. - Вся профориентация в школах проходит за партами. И люди с особенностями не могут до конца понять, с чем им предстоит работать, пока не потрогают, не пощупают рабочие предметы.
Именно поэтому общественная организация решила ознакомить ребят с разными специальностями, которыми они смогут овладеть и в будущем зарабатывать себе на жизнь самостоятельно.
Задача проекта - не обучить профессиям ("Мир без границ" не техникум или колледж, а общественная организация), а дать представление о них. Чтобы ребята могли выбрать, что им по силам и к чему лежит душа.
Направлений, с которыми познакомят особенных детей, довольно много: художественный дизайн, кулинария, музыка, флористика, массаж, растениеводство, животноводство, маникюр и другое.
После окончания проекта пройдет ярмарка, где ребята покажут все свои возможности. Туда пригласят представителей власти и бизнеса. "Мир без границ" планирует сопровождать выпускников "Если хочешь - значит сможешь" как минимум полгода. Может быть, кому-то нужно будет помочь трудоустроиться или поступить на обучение.