22.02.2023 14:48
Общество

Как учитель физики из Нальчика стал ведущим шоу на федеральном телеканале

Текст:  Никита Пешков (Кабардино-Балкария)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №40 (8985)
Преподаватель физики и астрономии Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Лицей N 2" из столицы КБР Аслан Кашежев стал победителем первого Всероссийского конкурса "Классная тема". Теперь он будет вести собственное авторское шоу на одном из главных федеральных телеканалов. Корреспонденты "РГ" побывали на уроке у педагога и узнали, не боится ли он выступать на голубом экране, какой видит школу будущего и что важного для себя вынес из стажировки в Кембридже?
Аслан Кашежев: Наша задача - соответствовать будущему, надо уметь разговаривать с детьми, знать современные тренды / Владимир Аносов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Аслан встретил репортеров при параде: костюм-тройка с шерстяным пиджаком в клетку и красный галстук в золотую полоску. Словно джентльмен-детектив из английского сериала. Наряд явно для особых случаев - именно в нем выступал в финале "Классной темы".

- Для меня выходить на сцену и к доске - почти одно и то же. Учитель - все равно что артист, а еще сценарист, оператор и режиссер всего, что происходит в классе, - поясняет он. По-моему, каждый урок должен быть как открытый. Если придет кто-то посмотреть, то это просто еще один зритель.

Учитель - артист, сценарист, оператор и режиссер всего, что происходит в классе

Кашежеву 42 года, физикой занимались его родители и старшая сестра. После учебы на факультете физики и факультете английского языка в Институте филологии Кабардино-Балкарского государственного университета имени Бербекова поступил в аспирантуру.

По совету своего научного руководителя Виктора Адыгеевича Сазаева сразу стал участвовать в различных конкурсах. И через какое-то время выиграл грант на стажировку в любой точке мира. Выбрал старинный британский университет. В конце пребывания ему даже предложили остаться в Кембридже.

Депутат Ольга Казакова в интервью "РГ" - о том, какую роль играют "Разговоры о важном" и сможет ли реформа образования решить проблемы школы

- Ответил, что понравилось здесь, но жить и работать хочу на родине,- говорит Аслан. - В Нальчике уже защитил кандидатскую диссертацию, мне помогли также в Объединенном институте высоких температур РАН. Правда, докторская пока находится в замороженном состоянии: для завершения экспериментальной части требуется новое оборудование.

Из Англии он привез не только новые знания, но и жизненный опыт: демократичное общение между людьми, умение постоянно задавать себе вопросы. В 2010-м Кашежев стал учителем физики. Признается, что представлял себя вещающим в большой университетской аудитории, но оказался в школьном классе: знакомая предложила попробовать себя в новой роли в родном лицее. 31 августа - собеседование и знакомство с коллегами, а первого сентября - первый урок.

Директор лицея Людмила Михайловна Пешкова говорит, что его коронный профессиональный прием - говорить о предмете с детьми на их языке.

- Когда сидишь на уроке физики у Аслана Зарифовича, этот сложный предмет становится понятным. Человек открытый и доступный, готов общаться и объяснять в любое время, - рассказывает Пешкова. - Сейчас он, конечно, постоянно в разъездах, и нам приходится замещать его на уроках. Это непросто, но мы справляемся: очень важно, чтобы люди видели, какими бывают учителя: успешными, достигающими высот, а не только варящимися в котле классных будней.

Кашежев не скрывает: школа не перевешивает для него всю остальную жизнь. Ведь есть еще семья (у него сын и дочь) и спорт. Причем Аслан особенно любит... сквош. Диковинным для нас видом спорта, понятно, увлекся в Англии.

- Нахожу время для саморазвития, чтения. Не забываю и про отдых. Человек, который не отдыхает, - неправильный человек, - уверен Кашежев.

В школе Аслану приходится сталкиваться с детской незаинтересованностью. Нередко от учеников можно услышать, что,. мол, физика в жизни им не пригодится.

- Задача учителей - научить учиться. Тот, кто думает, что приходит в школу давать предмет, - заблуждается. Я - физик - на своих уроках могу дать материала меньше, чем ученик получит в интернете на специализированном канале, если он заинтересован. К этому отношусь спокойно, - говорит Кашежев. - В прошлом году физика перестала быть предметом, который многие выбирали для сдачи ЕГЭ. Она откатилась на третье или четвертое место. Тяжелый предмет, мало кто хочет напрягаться. Пусть меня закидают камнями, но моя позиция - проводить экзамены необходимо по всем предметам. Нужно быть гармонично развитым человеком.

Он относится к интернету так: сопротивляться тут бесполез- но. Можно лишь подстраиваться под этот процесс, находить в нем выгоду.

- Я не против телефона на уроках, если он приносит пользу. Взять, например, астрономию: каждый день за звездами не понаблюдаешь из-за погоды. Но можно предложить детям поставить приложения с картой звездного неба. Направляешь гаджет вверх и видишь, какие созвездия над тобой сейчас. Многие учителя боятся интернета, так как дети там находят готовые домашние задания. Но нужно сделать так, чтобы им не было интересно их искать, или давать такие задания, на которые ответы так просто не найдешь, - уверен Кашежев. - Современные технологии могут изменить школу: робот-учитель скоро появится. Это будет просто: стоит андроид, и пока ученик не даст ему правильный ответ, он не отстает от него. Вчера я вел урок астрономии, включился голосовой помощник на телефоне и начал помогать. Но человек-учитель никуда не денется. Наша задача - соответствовать будущему. Поэтому надо уметь разговаривать с детьми, знать современные тренды.

Иногда, правда, разговаривать не так просто. То и дело в классах вспыхивают конфликты между учениками и учителями. Кашежев считает, что тут могут быть разные причины. В школах, бывает, работают люди, случайно оказавшиеся в профессии, а еще некоторые дети вполне осознанно идут на провокации. Хотя на Кавказе дела обстоят получше: традиции уважения к старшим еще сильны, однако из других регионов то и дело приходят шокирующие новости. По его мнению, и тут ситуация может постепенно измениться, после того как из нормативных документов убрали словосочетание "образовательные услуги". Уверенность в том, что в школе ученикам и их родителям все должны, пока не ушла, но это со временем обязательно произойдет.

Кстати, ученики Аслана Зарифовича считают его требовательным, но вовсе не строгим педагогом. Например, Ульяна Красильникова, которая сейчас учится в 11-м классе лицея, сосредоточена на гуманитарной программе. Но в седьмом и восьмом классах, когда она училась у Кашежева, говорит, что проблем с предметом не знала.

В Рособрнадзоре назвали самые популярные предметы для сдачи ЕГЭ в этом году

- Аслан Зарифович очень интересно преподносит материал. Уроки пропускать не хотелось, было весело. Он объяснял все настолько доступным языком, что трудностей не возникало, - рассказывает школьница. - Он всегда пойдет навстречу, но не допустит, чтобы на занятиях кто-то "халявил".

Свой профессионализм Кашежев доказывает не только на уроках, но и в конкурсах. В 2022 году он успел стать лауреатом самого авторитетного в стране "Учителя года". Параллельно шла и "Классная тема". Здесь из шести тысяч заявок со всей страны организаторы отобрали 35 - от пяти учителей по семи разным предметам. С каждым в Москве сняли сюжет - фрагмент урока. Их распространяли в интернете, где и проводили голосование за финалистов.

Финал шоу транслировался шестого января в эфире телеканала "Россия". Во время решающего этапа Аслан Кашежев спел про три закона Ньютона, которые будто три мушкетера: один за всех, и все за одного. Стоит ли говорить, что аккомпанементом к выступлению Кашежева была музыка Максима Дунаевского из отечественного мини-сериала "д.Артаньян и три мушкетера". И зрители проголосовали за него. Теперь педагога из Нальчика можно будет чаще видеть на экранах федеральных ТВ-каналов.

Тем временем

Съемки авторского шоу Аслана Кашежева в Москве уже начались. О них педагог пока не торопится рассказывать, хранит интригу. Но поясняет, что ничего подобного на отечественном телевидении сейчас нет. Есть либо детские конкурсы эрудиции, либо взрослое документальное кино. Чего-то среднего, на любого зрителя, после знаменитого "Галилео" так и не появилось. Кашежев говорит, что целится в эту мишень, и дирекция проекта в этом помогает.

- Это авторская передача. Много моих идей приняла команда: руководители проекта и редакторы. Мне помогают, подсказывают какие-то нюансы с учетом специфики телевидения. Это что-то новое для меня, - признается Кашежев.

Образование Кабардино-Балкария