24.02.2023 10:42
Общество

Капуста вместо авиакеросина: на каком топливе будут летать самолеты

Текст:  Наталия Ячменникова
Пятнадцать лет назад, 24 февраля 2008 года, состоялся первый в истории полет авиалайнера на биотопливе: Boeing 747 авиакомпании Virgin Atlantic совершил рейс из Лондона в Амстердам. При этом один из четырех двигателей самолета работал на топливе, полученном из растительной массы - пальмового масла и масла кокоса.
Читать на сайте RG.RU

Что такое биотопливо? Это горючее растительного или животного происхождения. Сторонники экологической "горючки" считают, что ее использование сократит выбросы газов, вызывающих парниковый эффект, а также уменьшит экономическую зависимость от полезных ископаемых.

На долю авиации приходится три процента выбросов парниковых газов в ЕС. В октябре 2021 года мировые авиакомпании взяли на себя обязательство по сокращению выбросов CO2 до нулевого уровня к 2050 году. Соответствующая резолюция была одобрена членами Международной ассоциации воздушного транспорта (IАТА), в которую входит 290 компаний, обеспечивающих 82% глобальных авиаперевозок.

В ноябре 2021 года первый в истории полет на 100-процентном экологически чистом авиационном топливе (SAF) совершил вертолет Airbus H225. Это стало началом в серии летных испытаний, направленных на изучение влияния биотоплива на системы вертолета. "Сейчас все вертолеты Airbus сертифицированы для полетов с использованием 50% смеси SAF с керосином. Наше намерение - добиться сертификации наших вертолетов для полетов на полностью экологичном топливе в течение ближайших десяти лет", - отмечал Стефан Том, исполнительный вице-президент, инженер и главный технический директор Airbus Helicopters.

Словом, биотопливо пытается вытеснить традиционный авиакеросин: есть уже с десяток вариантов продуктов и растений, из которых получают новый вид самолетной "горючки". В дело идут водоросли, кокосы, бразильские орехи, несъедобные растения рыжик посевной и ятрофа (древесный кустарник с крупными маслянистыми семенами), непродовольственные животные жиры...

На каком топливе будут летать российские самолеты: специалисты ведут исследования криогенного горючего. Его плюсы и минусы

Пока все "биозаправки" не из дешевых. В то же время, по оценке экспертов, "зеленое топливо" на 60 процентов чище авиакеросина. Причем характеристики и свойства конкурентов практически не отличаются. А значит, под биогорючку не нужны какие-либо конструктивные изменения ни в самолетах, ни в двигателях. Это вроде как убедительно доказали и тестовые полеты.

В рейтинге авиационного биосырья водоросли занимают, безусловно, первое место. Оно и понятно: для роста им не нужны такие ценные ресурсы, как земля или пресная вода. К тому же морские водоросли могут дать примерно в 2 раза больше биоэтанола, чем сахарный тростник, и в 5 раз больше, чем кукуруза.

В лидерах и скромный рыжик. Эта трава относится считается близким родственником обыкновенной капусты. Выращивается на пшеничных полях после сбора урожая. Рыжик используется исключительно для производства косметики и для еды просто-напросто непригоден.

Ятрофу выращивают в Мексике. Эксперты уверены: в будущем появятся более сложные варианты производства топлива, новые виды растений и компонентов. Допустим, звучат даже предложения создавать биотопливо из проса. Это многолетнее растение дает высокие урожаи и требует минимум азота и воды.

В России разработки по созданию авиационного топлива из растительного сырья ведутся давно. Но сказать, что биотопливо отечественного розлива уже создано, рано. Наши спецы признаются: все нужно еще многократно перепроверить, а полученный продукт сертифицировать. Да и технология его производства пока только лабораторная, а стало быть - дорогая. Переход же к промышленному производству требует и денег, и времени.

В Томске разработали биотопливо из торфа и рапсового масла
Наука