Известный неизвестный
- Это известное и неизвестное имя одновременнно, - говорит директор Пушкинского театра Александр Вовненко. - Кто-то вспомнит замок Янковского на берегу бухты Витязь, который, к слову, принадлежал потомку Михаила Ивановича. Кто-то - жужелицу Янковского или Янковскую археологическую культуру. Но о человеке мы знаем очень мало. И это стало первым фактором, который определил выбор героя для спектакля. Вторым - то, что его судьба могла бы стать основой для романа.
Михаил Янковский родился в 1842 году в семье польского дворянина. В 1863 году участвовал в вооруженном восстании вместе с другими студентами, за что его лишили титула и приговорили к каторжным работам в Сибири. Через пять лет он получил помилование и был отправлен на вольное поселение без права вернуться на Родину.
В 1872 году Янковского пригласили в научную экспедицию по Забайкалью и Приамурью, где он приобрел опыт исследователя. Через два года Михаил Иванович поселился в Приморье на острове Аскольд и стал работать управляющим золотым прииском купца Кустера.
В этой должности боролся с китайскими разбойниками хунхузами и браконьерами, вел островное хозяйство. В 1877 году женился. В 1879-м ему вернули права дворянина. Янковский купил землю на полуострове Сидеми (сейчас село Безверхово) в Амурском заливе, начал строительство дома. Жить на этой дикой территории было сложно и опасно: приходилось обороняться от бандитов и диких животных.
Тем не менее поляк умело хозяйствовал. Занимался коневодством и даже вывел новую породу лошадей, открыл первый в Уссурийском крае конный завод. Занялся разведением пятнистого оленя и впервые в России создал культурную плантацию женьшеня. Параллельно исследовал территорию, открыл и описал новые виды растений, насекомых и птиц, вел раскопки в устье реки Сидеми. Словом, осваивал полудикий край, радел за его процветание. Одну из статей в газете, где рассказал о своем видении развития территории, Янковский даже подписал Homo Ussuriensis.
В 1909 году Михаил Иванович перенес тяжелое воспаление легких и по совету врачей перебрался в Сочи, где в 1912 году умер.
Мифы и легенды
Судьба потомков Янковского сложилась по-разному: среди них были охотники, предприниматели, литераторы. От имени двух внуков предпринимателя, Валерия и Виктории (в их ролях актеры Сергей Коврижиных и Юлианна Белаш), и ведется повествование в пьесе. Она написана приморским историком и экскурсоводом Миланой Маркевич.
Режиссер спектакля Герман Авеличев признается, что такая подача его заинтересовала:
- Это конфликт прошлого и настоящего, когда потомки пытаются осмыслить весь жизненный багаж человека, которого они если и видели, то в далеком детстве. Есть такие выражения: "Не уронить честь семьи", "Держать честь рода". Им нужно осознать, что это и как с этим жить, - поясняет режиссер.
Ко времени, когда Валерий и Виктория пытаются осмыслить сделанное дедом, его наследие уже обросло мифами.
- Как говорит легенда, перед отправкой на каторгу мать дала Михаилу Янковскому перстень со смертельным ядом. Мы пытались понять, где он хранил кольцо, ведь его могли отобрать охранники, и сколько раз у будущего предпринимателя был соблазн покончить с жизнью. История настолько "киношная", что сложно сказать, была ли она в реальности. Сцена в спектакле присутствует, но я пытаюсь подходить к таким вещам с иронией, не теряя при этом уважения к личности, - замечает Герман Авеличев.
Есть и еще один спорный эпизод из биографии Михаила Ивановича. Речь идет о женитьбе. Судя по всему, он хотел найти настоящую подругу жизни, которая разделяла бы его интересы. По легенде, обширная картотека владивостокских невест была у фотографа Карла Шульца, и Михаил Янковский таким образом нашел свою судьбу.
Этот момент в постановке тоже попытались обыграть комически. Растерявшись из-за большого количества фотографий, герой якобы ткнул в одну пальцем наугад. Скорее всего, ничего подобного не было, но сценка дает представление о том, как знакомились люди того времени.
Еще один фрагмент постановки, трагический и страшный, заставляет понять: наши предки за право быть хозяевами этой земли платили кровью. Он рассказывает о гибели от рук бандитов друга семьи Михаила Янковского - шкипера Фридольфа Гека.
Гербы и чемоданы
- В спектакле представлена художественная интерпретация личности Янковского. Поэтому, если кто-то придет исключительно за фактами, вряд ли будет удовлетворен. Мы пытаемся театральными приемами рассуждать, кем был Михаил Иванович, но, скорее всего, к концу пьесы зрители не получат однозначного ответа. Потому что автобиографических записок герой не оставил, а имеющиеся воспоминания и факты слишком отрывочны, - подчеркивает режиссер.
Обещают авторы осветить самую загадочную историю семьи о присвоении дворянского титула. Существует легенда, что в XIII веке предок Янковского спас польского короля Лешека Белого. Они были скованы одной цепью. Дальний родственник будущего исследователя Востока России отрубил себе ногу, чтобы дать возможность королю сбежать. Однако в польских источниках есть сведения о том, что дворянский герб в семье Янковских появился намного позже.
- Максимально точно хронологию мы покажем на выставке. По нашей задумке публика должна обойти экспозицию, посмотреть спектакль, а затем снова вернуться к представленным материалам, чтобы сопоставить факты, - говорит Александр Вовненко.
Предметы для выставки собирали из коллекций Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, Ботанического сада ДВО РАН, Федерального научного центра биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН. Ученые предоставили экспонаты, связанные с зоологией и ботаникой.
К слову, к созданию спектакля и выставки привлекли и горожан, предложив им принести… чемоданы. На сцене они будут служить аллегорией наследия Янковского.
Проект "Владивосток. Ожившая история" стал победителем конкурса "Музей 4.0" и получил поддержку благотворительного фонда Владимира Потанина.