Bloomberg констатирует факт роста доли китайских компаний в России и увеличение объёмов продаж, причём значительное. Также агентство отмечает, что на родине репутация брендов не пострадает, отмечая прямо противоположную ситуацию с Группой Renault, которую буквально вынудили свернуть бизнес в нашей стране, упрекая в спонсорстве экономики, работающей на ВПК. Японская компания Fast Retailing Co. также столкнулась с призывами поскорее ликвидировать своё присутствие в России.
Однако, пишет Bloomberg, в случае с китайскими компаниями не всё так просто - есть обратная сторона медали. Автопром Поднебесной давно перестал быть локальным и даже перестал довольствоваться поставками на рынки с неизбалованными клиентами - этот бизнес нацелился на Европу. И такая "двойная политика" - присутствие в России и стремление развиваться в ЕС - может иметь для китайцев негативные последствия.
Один из ярких примеров разрастания бизнеса до международного формата - Geely. Компания контролирует Volvo, Polestar, дочерний бренд Lynk & Co предлагает каршеринг в крупнейших европейских городах, ещё одна "дочка" - Zeekr - поддерживает связь с Google и проектом беспилотников Waymo. Также у Geely есть акции "Мерседеса" и Aston Martin, два совместных предприятия с Renault.
Джеффри Зонненфельд, профессор Школы менеджмента Йельского университета, говорит, что урожай в России для китайских компаний обернётся для них значительным ухудшением в партнёрских отношениях. Volvo и Mercedes ушли из России практически сразу после начала СВО на Украине, но их партнёрство с Geely может привести к политическому давлению из-за того, что последняя продолжает развитие в нашей стране.
Удивительно, но в этом же материале приводится точка зрения доцента кафедры китаеведения Марины Рудяк из Гейдельбергского университета Германии, которая говорит, что Geely, а также Chery и Great Wall удалось выйти из поля зрения общественности, так как они мало известны в Европе и США. Рудяк говорит, что компаниям не следует недооценивать степень поддержки Украины людьми в Европе: "Думаю, это больше всего удивило Китай. Наши цены на газ удвоились и многие оказались в сложнейшей ситуации. Китай и Россия не ожидали, что страны ЕС будут готовы взять на себя такую ношу".
Как бы то ни было, но Geely, Great Wall, Chery и другие автобренды пока не спешат покидать Россию, напротив, увеличивая своё присутствие на нашем рынке. Это касается не банального экспорта, а открытие новых совместных предприятий: Chery запустила сборку Kaiyi на "Автоторе", АвтоВАЗ готовится к выпуску двух кроссоверов и седана, предположительно, перелицованных FAW - другими словами, китайцы могут использовать такую модель сотрудничества в качестве щита перед политическим давлением со стороны европейских партнёров и общественности. Особняком стоит Great Wall с заводом Haval в Тульской области, но в их случае никакой опасности нет - их присутствие в ЕС минимально.