Выяснилось, что 30% опрошенных сталкивались с мошенничеством в связи с введением новых санкций против банков - им поступали подобные звонки. 21% сразу раскусили мошенников, 15% из них после разговора перезвонили в банк. Однако есть и печальные случаи - 9% участников опроса все же были обмануты и перевели деньги мошенникам.
"Телефонные мошенники активно следят за информационной повесткой и используют ее в своих целях. Сейчас клиенты банков более осмотрительны и "службой безопасности Сбербанка" уже трудно кого-то ввести в заблуждение, поэтому мошенники стремятся использовать новые предлоги для выманивания средств. В эпоху экономической турбулентности у мошенников много "материала для творчества" и схемы обмана рождаются каждый день. В этой ситуации главное - помнить и напоминать близким базовые правила финансовой безопасности: при любом подозрительном звонке сразу класть трубку и звонить в свой банк самостоятельно", - комментирует коммерческий директор финансового маркетплейса Ярослав Баджурак.
Страх перед возможными угрозами благополучию и привычному порядку вещей - это один из основных рычагов давления мошенников на жертв, указывает эксперт проекта Народного фронта "За права заемщиков" и платформы "Мошеловка" Александра Пожарская.
По ее словам, высокий уровень тревожности населения на фоне сложной геополитической обстановки заставляет людей совершать необдуманные импульсивные поступки.
Представленная статистика довольно показательна и свидетельствует о многом. С одной стороны, обнадеживает высокий процент респондентов, распознавших мошенничество и обратившихся в банк за подтверждением информации. Это говорит об эффективности регулярного информирования о возможных угрозах и осторожности потребителей в базовых вопросах финансовой безопасности.
"С другой стороны - треть поддавшихся на уловки мошенников говорит о недостаточно высоком уровне финансовой грамотности населения и доверия потребителей банковскому сектору. Наша статистика подтверждает эти данные. Но нужно отметить, что почти 70% от количества пострадавших осознают, что их обманули в период от пары часов до суток после произошедшего. Поэтому, на наш взгляд, меры по ужесточению борьбы с дропперами, помогающими обналичивать и выводить деньги жертв, и возврату банками гражданам средств переведённых мошенникам под воздействием методов социальной инженерии несколько запаздывают", - считает Пожарская.
"Помимо схемы с необходимостью перевести деньги на защищенный счет, чтобы уберечь их от заморозки вследствие санкций, мы ожидаем активизации предложений совершения трансграничных переводов "в обход санкций". Собственно, мы уже отмечаем начало этой тенденции", - добавила "фронтовик".
Мошеннические предложения сделать что-либо "в обход санкций" в последний год активно распространяются и активизируются после каждого нового пакета. Поэтому к любым подобным предложениям, от посредничества в оформлении карты зарубежного банка до помощи в оплате чего-либо на популярных западных ресурсах, прекративших работать с Россией, нужно относиться очень внимательно.
Поддельную платежную систему выявить легко: нужно постараться найти ее в реестре операторов платежных систем на официальном сайте Банка России. Если системы в списках нет, пользоваться ей нельзя, указала эксперт.