12.03.2023 20:09
Власть

Ущерб бизнесу или защита потребителей? В России займутся вопросом регулирования онлайн-подписок

Текст:  Олег Капранов
Российская газета - Федеральный выпуск: №51 (8996)
Проблемой регулирования подписных сервисов озаботились в Госдуме. Об этом "РГ" расказали источники на рынке, информацию подтвердил один из авторов поправок в Закон "О защите прав потребителей", член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
/ Максим Блинов / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Как ожидается, поправки позволят урегулировать не всегда прозрачную структуру взаимоотношений пользователей и онлайн-сервисов. Эксперты полагают, что регулирование может нанести ущерб бизнесу и сделать использование сервисов менее комфортным.

Так называемая возобновляемая подписка наиболее распространена в потребительских цифровых продуктах - стриминговых сервисах, онлайн-кинотеатрах, игровых платформах. Также она распространена в торговле физическими товарами регулярного потребления. Для многих сервисов подписка является единственной моделью монетизации.

Какой алкоголь и где можно будет купить онлайн

В то же время эксперты отмечают, что модель может использоваться для недобросовестных практик. Часто потребителей вынуждают соглашаться на оплату по возобновляемой подписке, не предлагая альтернатив. Если первоначально компании предлагают пользоваться сервисом бесплатно в течение пробного периода, то условием является передача и сохранение данных банковской карты для последующих списаний. При этом далеко не все компании уведомляют пользователей о приближении платного периода, и многие пользователи забывают отказаться от продления подписки. Кроме того, условия автоматических списаний могут быть обозначены либо заведомо ложно, либо в форме, затрудняющей их восприятие потребителем.

Как следует из данных исследования, проведенного АНО "Диалог" (копия есть в распоряжении "РГ"), более половины пользователей, подписанных на те или иные сервисы, либо забывают отписаться, либо испытывают технические трудности с отпиской. При этом в силу незначительной стоимости подписки (средневзвешенная стоимость мультиподписки на начало 2022 года составляла 199 руб.), такие дела редко становятся предметом судебных разбирательств.

Как не купить подделку в онлайн-магазине

Проект поправок в Закон "О защите прав потребителей" появился из общественного запроса, поясняет "Российской газете" Антон Немкин. "Люди хотят заранее знать, кто у них спишет деньги и за какие услуги. Мы предлагаем дать нашим гражданам такой инструмент. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при работе над законопроектом мы руководствовались тем, чтобы найти баланс между интересами бизнеса и пользователей. Более того, мы даем коммерческим организациям достаточно времени для адаптации к новым требованиям: в случае принятия законопроект вступит в силу с 1 марта 2024 года. По этой же причине законопроект не предусматривает административной ответственности за нарушения", - сообщил Немкин.

Иначе смотрят на инициативу участники рынка онлайн-платформ. По мнению собеседника "РГ", на рынке онлайн-кинотеатров регулирование может нанести ущерб развитию отрасли. "В текущей редакции законопроект противоречит своей изначальной цели - обезопасить пользователей от недобросовестных сервисов. В таком виде он может навредить добросовестным игрокам рынка, а также ухудшить пользовательский опыт для миллионов граждан", - говорит он.

В АНО "Цифровая экономика" "Российской газете" подтвердили факт проведения 9 марта рабочей встречи, где обсуждалась эта инициатива.

"Подтверждаем проведение рабочей встречи с участием бизнес-сообщества и госорганов на площадке нашей организации, где были заслушаны предложения, направленные на регулирование подписок", - сообщили в пресс-службе.

Более половины пользователей, подписанных на те или иные сервисы, либо забывают отписаться, либо испытывают технические трудности с отпиской

Рынок подписных сервисов в России выстроен и очень конкурентен, отмечает глава информагентства Telecom Daily Денис Кусков. "Если брать онлайн-видео, то там на первых пять игроков приходится, по нашим данным, почти 75% рынка", - говорит он. По словам Кускова, за последнее время ситуация изменилась и люди начали считать свои деньги. И если раньше могло доходить до десятка подписок на разные онлайн-сервисы, то теперь это чуть более двух.

Внутренняя политика Интернет Госдума