14.03.2023 18:22
Культура

Денис Мацуев: Все стало сложнее, но наши лауреаты имеют приглашения, они на слуху, гастролируют

Россия продолжает крупные международные музыкальные проекты
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №53 (8998)
Весь нынешний музыкальный год, объявленный Годом Рахманинова по случаю 150-летия композитора - это марафон концертов, оммажей, фестивалей, которые пройдут во всех российских залах. Но эксклюзивным событием года станет новый, учрежденный к юбилею Международный юношеский конкурс пианистов имени С.В. Рахманинова, который впервые пройдет в Великом Новгороде с 21 по 26 марта . Худруком нового конкурса стал Денис Мацуев, глава и "мотор" крупных молодежных музыкальных проектов и международных конкурсов, в том числе - Grand Piano в Москве и Astana Piano Passion в Казахстане, конкурса Рахманинова и фортепианной номинации конкурса Чайковского. В эксклюзивном интервью "РГ" Денис Мацуев рассказал о формате нового юношеского конкурса, о новых центрах "силы" российской фортепианной школы, о феномене пианизма самого Рахманинова.
Один из самых памятных концертов Дениса Мацуева - в театре Сандерса в Кембридже. / GettyImages
Читать на сайте RG.RU

Вы открываете новый международный конкурс, в прошлом году провели первый Международный конкурс Рахманинова для пианистов, композиторов и дирижеров. А летом уже состоится конкурс Чайковского, объявивший недавно сбор заявок. Как в такой сложной обстановке в мире удается делать в России крупные международные проекты?

Денис Мацуев: Конечно, трудности есть, но конкурс Рахманинова, который мы провели прошлым летом, стал одним из главных музыкальных событий года, его трансляции смотрели более 10 миллионов зрителей в 74 странах мира! Мы, кстати, потому провели его на год раньше 150-летия Сергея Васильевича, что надо было как-то развести по времени два больших конкурса - Рахманинова и Чайковского - две наши музыкальные Олимпиады, которые невозможно делать в одно время, сбивать внимание с одного на другое. Я считаю, что это решение было абсолютно правильным. Рахманиновский конкурс произвел колоссальное впечатление в мире своим необычным форматом, своей программой, тем, что не только пианисты, но и дирижеры, и композиторы участвовали в нем.

Учитывая сегодняшние обстоятельства, лауреатам Рахманиновского конкурса удается организовать международное продвижение?

Денис Мацуев: Все стало сложнее, но наши лауреаты имеют приглашения, они на слуху, гастролируют, развиваются, продолжают дальше идти вперед. Все они выступили с лучшими российскими оркестрами и не только с российскими, они ездят за рубеж, великолепно выступают - и Иван Бессонов, и Александр Ключко, и Ева Геворгян, и другие. Знаю, что кое-кто из "рахманиновских" будет пробоваться и на конкурс Чайковского.

Там, где Денис Мацуев, - всегдановые имена! / Евгений Евтюхов

Как завоевать НАТО

Но буквально через неделю вы откроете новый конкурс Рахманинова. Чья это идея и как сложилась ситуация, что фактически вы стали "патроном" молодых пианистов, причем не только в России?

Денис Мацуев: Не скрою, что идея конкурса в Великом Новгороде возникла для меня спонтанно. Это было предложение от губернатора Новгородской области Андрея Никитина и от Министерства культуры. Само место символично для юношеского конкурса - в Новгородской губернии прошло детство Сергея Васильевича. К сожалению, самой усадьбы Рахманиновых "Онег" не сохранилось, но в последнее время появились меценаты, которые изъявили желание не только ее восстановить, но и построить там школу, летний кампус, концертный зал. Это потрясающая идея, и место для конкурса - идеальное.

Что касается моих "молодежных" проектов - все они рождены из "Новых имен", созданных в свое время Иветтой Николаевной Вороновой. Это абсолютно уникальное явление в нашей культуре, и я всегда помню, что они значили лично для меня, помню, как в 90-м году Иветта Николаевна приехала в Иркутск, где тогда жила наша семья, и перевернула мою жизнь. Так совпало, что в тот день отбора в "Новые имена" у меня был ответственный футбольный матч во дворе, и я сказал папе: "Не пойду ни в какую филармонию, я капитан команды, к этому финалу мы шли полгода!". Но папа как мудрый человек нашел для меня аргумент: "Денис, может, успеешь и туда, и туда? Ты ведь у нас виртуоз!" В итоге я забил в матче решающий гол - в девятку, с передачей с фланга, а потом, взмыленный, взбежал на сцену Иркутской филармонии и сыграл, как сейчас помню, две прелюдии Рахманинова и свою джазовую импровизацию. Иветта Николаевна тут же подошла ко мне и сказала: "Мы хотим пригласить тебя в Москву!".

А потом я поехал в Москву, поступил в ЦМШ, и началось прекрасное "сумасшествие". За семь лет, остававшиеся до моего конкурса Чайковского, мы объездили с "Новыми именами" 45 стран мира! Мы были у английской королевы, у Папы Римского в Ватикане, выступали на Генассамблее ООН, в ЮНЕСКО, в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Сейчас этого невозможно представить себе, чтобы русские дети приехали в штаб-квартиру НАТО, жили в семьях, и чтобы тогдашний генсек НАТО Манфред Вёрнер аплодировал нам стоя! Брюссельские газеты писали тогда, что "русские завоевали НАТО!", а Вёрнер говорил: "Мы не против такого завоевания!". Это я только про свою историю рассказываю, но многие музыканты моего поколения и младше - прошли через уникальную семью "Новых имен". Поэтому все мои проекты - Grand Piano и Astana Piano Passion, и Конкурсы Чайковского и Рахманинова - все это один круг музыкантов, одна музыкальная семья, одна наша большая команда.

Этого музыканта знают на всех континентах. / из личного архива Дениса Мацуева

Вы ведь не только лауреатов, но абсолютно всех участников этих конкурсов поддерживаете, вовлекаете в свои проекты?

Денис Мацуев: Да, только что в Перми на фестивале "Денис Мацуев представляет" со мной и с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром выступал победитель нашего первого конкурса Рахманинова Филипп Селиванов. Он дирижировал Первым и Четвертым концертами и Рапсодией на тему Паганини Рахманинова. Кстати, хочу сказать, что Пермь сегодня подняла высочайшую профессиональную планку. Здесь работает уникальный пул педагогов, которые из года в год готовят нам удивительных ребят. Один из них будет играть на конкурсе в Великом Новгороде - Лев Бакиров, теперь он учится в Гнесинке у Бориса Березовского.

Почему вдруг Пермь оказалась в лидерах, ведь в городе нет даже консерватории?

Денис Мацуев: У них нет пока и спецшколы-десятилетки. Но в этом году отмечается 300-летие Перми, и в городе происходят знаковые события. Когда я сейчас выступал там, мы ездили с губернатором Дмитрием Махониным на стройку школы-десятилетки, которую инициировал в городе Павел Милюков - пермяк, мой друг, замечательный скрипач. В последнее время пермские юные музыканты очень часто получают стипендию "Новых имен". Достаточно назвать лауреата Grand Piano Захара Внутских из маленького поселка Полазна, ярчайшую виолончелистку Марию Слащеву, которая выступала уже с Российским национальным оркестром как солистка, уникального баяниста Всеволода Якубовского, ставшего лауреатом последней "Синей птицы" и стипендиатом "Новых имен". Мы все прошли школу "имен" - от Аркадия Володося до юного Елисея Мысина. И сегодня, если вы видите русское имя моего возраста или младше, то это на 99% выходцы из "Новых имен".

Рахманиновские записи для меня - эталон по сей день, они все закачаны у меня в телефон

Легенды великих конкурсов

У вас и жюри на конкурсах сформировалось в формате команды, с постоянным составом: Фредерик Кемпф, Владимир Овчинников, Валерий Пясецкий, Максим Могилевский?

Денис Мацуев: Да, мне удалось собрать команду, которая может и технически, и морально оценивать не только взрослых конкурсантов, но и детей. Но, конечно, у нас будут и новые представители. Это Жания Аубакирова, выпускница Московской консерватории, одна из самых знаменитых пианисток Казахстана, замечательный музыкант, обожающая Рахманинова. Я пригласил в жюри изумительного пианиста Виктора Ересько, лауреата Третьего конкурса Чайковского в 1966 году, одного из ярчайших представителей нашей русской фортепианной школы. Я слушал его пластинки с детства, прекрасно помню его знаменитые записи. А познакомились мы с ним лично прошлым летом, когда он пришел слушать финал конкурса Рахманинова.

Владимир Федосеев объяснил, почему чудо на сцене невозможно без дирижера

Вообще, мы не должны забывать музыкантов, которые олицетворяют наши великие конкурсы. Например, прошлым летом на Рахманиновском конкурсе у нас в жюри был китайский пианист Лю Шикунь, лауреат Первого конкурса Чайковского в 1958 году. Я очень надеюсь, что у него получится приехать в жюри на конкурс Чайковского в июне. Это все знаковые фигуры, живые легенды, которых осталось не так много.

Ваш юношеский конкурс Рахманинова задуман по какой-то новой модели? Что будете оценивать в исполнении рахманиновского репертуара, сложного для юного музыканта 10-11 лет именно из-за своего содержательного объема?

Денис Мацуев: К слову "конкурс" я отношусь трепетно, тем более, когда речь идет о юных артистах - детях. Идеальная концепция детско-юношеского конкурса для меня - Grand Piano. Его главное достижение, которым я горжусь, что все участники, прошедшие отборочный тур, не слетают между турами, а играют оба тура - сольный и с оркестром. Именно на таком формате я настоял и в новом юношеском Рахманиновском, и Оргкомитет согласился. Вы правильно заметили в отношении "детскости" в исполнении Рахманинова. Но ведь и взрослые не всегда доходят до сути произведения.

Первый Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова. Денис Мацуев и члены жюри Владимир Овчинников и Валерий Пясецкий. / Евгений Евтюхов

В основном прошли на конкурс те, кому 15 - 17 лет, и им точно по силам играть и Этюды-картины, и Прелюдии, и Вариации, и Музыкальные моменты, и транскрипции, не говоря уже о Первом концерте. Рахманинов будет звучать и в первом, и во втором турах. Кстати, я тоже буду исполнять Рахманинова на конкурсе: на открытии - Третий концерт, а на закрытии - Четвертый концерт.

Для некоторых конкурсантов на сцене филармонии состоится дебют с оркестром?

Денис Мацуев: Да, мы пригласили на конкурс Московский государственный академический симфонический оркестр, которым будет дирижировать Юра Ткаченко, выступавший с нами и на Grand Piano, и на конкурсе Рахманинова. Он понимает специфику подобных конкурсов и очень деликатно аккомпанирует, что важно в финале, особенно с молодыми музыкантами. Времени для репетиций у всех будет достаточно. У нас все выстроено тщательно, рассчитано буквально по секундам: кто когда приезжает, где заселяется, кто переводит иностранным участникам, графики репетиций, прослушиваний и так далее. Это организация уровня конкурса Чайковского.

А что уже можете сказать о конкурсантах по результатам отборочного тура?

Денис Мацуев: Уровень будет высочайший. Хотя могут быть самые неожиданные открытия. Мы знаем случаи, когда человек проходил по видеоотбору последними номерами в основную сетку конкурса, а потом выстреливал так, что это был абсолютный триумф. Скажем, на конкуре Чайковского Мао Фудзита и Александр Канторов прошли не первыми номерами, а в итоге стали сенсаций конкурса. Но на сегодняшний день видеоотбор является единственной возможностью провести предварительный тур. Каждый член нашего жюри голосовал в своем часовом поясе, потом все голоса складывались и по сумме баллов определились участники. Мы не договаривались, не обсуждали, но человек 11-12 у нас прошли практически единогласно. У некоторых балл был одинаковый, и мне пришлось добавлять от себя еще балл, на который я имею право как председатель жюри. Это, конечно, не самая завидная миссия. Но что будет реально, мы ждем сами с огромным любопытством.

Первый Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова. Денис Мацуев и члены жюри Владимир Овчинников и Валерий Пясецкий. / Наташа Разина

Рояль гения

У каждого пианиста свой путь к композитору. Как менялся со временем ваш Рахманинов?

Денис Мацуев: Для меня Рахманинов - это икона во всех отношениях: как композитор, пианист, дирижер. У него остались записи Третьей симфонии с Филадельфийским оркестром, поэмы "Остров мертвых", "Вокализа", доказывающие, что как дирижер он был не менее великим, чем как пианист и композитор. Конечно, рахманиновские записи для- эталон по сей день, они все закачаны у меня в телефон. Сам же никогда не забуду состояния, когда в 15 лет я впервые сыграл на сцене Иркутской филармонии Третий концерт Рахманинова и сказал, что теперь я самый счастливый человек на земле! Сейчас я понимаю, что, наверное, играл тогда ужасно. Но с того момента начались мои "археологические экспедиции" в музыку Рахманинова, и сегодня почти каждый день я играю какой-то из его концертов, и каждый раз случаются открытия! Например, его Четвертый концерт до сих пор не разгадан до конца: там такие необычные гармонии, фактура, форма, ритм, даже свинг. Я играю последнюю его редакцию 1941 года.

Названы имена участников Международного юношеского конкурса пианистов им. С.В. Рахманинова

Рахманинов был гениальным пианистом, его интерпретации остаются ориентиром?

Денис Мацуев: От его игры невозможно оторваться: это искусство пения на инструменте. Он, может быть, самый гениальный представитель русской фортепианной школы. Суть в том, что рояль - ударный инструмент, молоточек ударяет по струнам, и заставить инструмент петь - непростая задача. Мне посчастливилось играть и записывать произведения Рахманинова на его личном Steinway. Я играл Третий концерт на Люцернском фестивале, и внук Рахманинова Александр Борисович, с которым мы были очень дружны, впервые в жизни перетащил его рояль из рахманиновской виллы "Сенар" в концертный зал. До сих пор сложно описать те чувства, которые я испытал тогда, потому что звук этого рояля тянется, поет, пальцы сами играют на инструменте. А какие басы, какая бездонная глубина клавиш, позволяющая делать градацию в нюансах от пяти пиано до оркестрового звучания - таких роялей в мире больше нет!

В наше безумное время слушать бархатный, певучий рахманиновский звук - это терапия

В наше безумное время слушать бархатный, певучий рахманиновский звук - это терапия. Но в самой его музыке, в его интерпретациях - трагедия жизни, тоска по России. Она проступает даже в произведениях, написанных до отъезда Рахманинова из страны, словно он предчувствовал в душе разрыв с Россией. Для меня Рахманинов - ориентир не только как музыкант, но и как человек, как гражданин, который не мог жить без России. Не так давно нашли документы, которые он оформлял в начале 1943 года для приезда в Россию. Он понимал, что дело уже идет к концу, но не успел вернуться, ушел из жизни раньше.

В день 150-летия Рахманинова вы, разумеется, будете играть его музыку? Все концертные залы готовят свои программы, но у вас намечается трехдневный рахманиновский марафон в зале Чайковского.

Денис Мацуев: Да, 1 и 2 апреля мы с Валерием Гергиевым исполним в зале Чайковского все концерты и Рапсодию Рахманинова. А 3 апреля в зале Чайковского у меня будет камерная программа, где прозвучат Элегическое трио, романсы Рахманинова. Все секреты пока не буду раскрывать.

Но прежде мы все очень ждем конкурс Рахманинова в Великом Новгороде. И я не делаю скидки на то, что Рахманинова будут играть юные музыканты, потому что не раз сталкивался с тем, как они потрясающе играют в 16 лет его "Элегию" или Прелюдию до диез минор, Прелюдию соль минор или Вариации на тему Корелли! Именно поэтому я уверен, что все будет по-настоящему. Держу кулаки и не сомневаюсь - так будет!

Справка "РГ"

Открытие первого Международного юношеского конкурса пианистов имени С.В. Рахманинова в Великом Новгороде состоится 21 марта на сцене областной филармонии. Пятнадцать юных конкурсантов выступят в двух турах на сцене филармонии, по результатам которых им будут присуждены 5 премий лауреата конкурса в размере 350 тысяч рублей и 10 премий дипломанта конкурса по 100 тысяч рублей. Главный победитель, обладатель Гран-при конкурса определится на завершающем гала-концерте 26 марта по результатам выступлений лауреатов.

Классика