15.03.2023 10:18
Культура

В Омске картины местного художника превратили в мультфильмы

Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Неделя - Сибирь: №54 (8999)
Сибиряки создают необычный телепроект - "Омичу все по плечу". Один из главных персонажей - казак с огромными усами - сильно напоминает художника, по мотивам картин которого создаются мультики.
Сергей Сочивко: Мои картины - это спектакль, на котором зрителю не будет скучно / Светлана Сибина/РГ
Читать на сайте RG.RU

В авторской коллекции Сергея Сочивко - более тысячи полотен, среди образов которых можно отыскать и его самого.

Мультипликация оживила самобытные картины - казак уже начал шевелить усами. Город вернулся на столетие назад, на кадрах - улицы, дома, храмы, в том числе и те, которых давно уже нет. И, конечно, жизнерадостные и трудолюбивые омичи.

Первый мультфильм зрителям показали в рамках всероссийского телемарафона, приуроченного ко Дню народного единства. Проект так всем понравился, что создатели решили его продолжить. Готов уже четвертый ролик, и похоже, останавливаться на достигнутом никто не собирается.

- Идея обрела основу, когда нам в руки попал юбилейный альбом художника Сергея Сочивко. Стали его листать - и ахнули! Сочные, яркие, лубочные, напоминающие театральные декорации картины. В них так и светится огромная любовь к нашему городу, к сибирским традициям, - рассказала директор ГТРК "Иртыш" Елена Моренис. - Не откладывая, мы обратилась к автору: давайте оживим картины! И он тут же согласился.

"Союзмультфильм" анонсировал новые проекты с героями советской анимации

В первой серии казак выращивает огромный арбуз. Потом совершает подвиги в надежде завоевать сердце своей зазнобы - Любочки. Вместе с отрядом казаков выигрывает битву с грибами-великанами. Потому что омичу все по плечу!

Зрители уже прозвали усатого героя омским Мюнхгаузеном и с нетерпением ждут продолжения его приключений.

Предки Сергея Сочивко и в самом деле были казаками, что по нему и видно. Крупный, громогласный, веселый, с хитрым взглядом. Любит пошутить, поспорить и вкусно поесть. Фантазер и выдумщик. И картины соответствуют характеру художника. Смотришь - будто в сказку попадаешь.

Между тем сказка имеет документальную основу. Прежде чем браться за кисть, автор долго изучал архивные материалы. Элементы его картин, хотя и метафоричны, но полностью соответствуют исторической правде. Именно так столетие назад выглядел железнодорожный вокзал Омска. И стоящая напротив него церковь Святой Троицы из красного и белого кирпича.

А это - Масленица на Атаманском хуторе - нынешней улице Труда. А вот - Ильинский собор, снесенный в последствии, как и Троицкая церковь. На другом полотне - знаменитый Казачий рынок, прилавки которого ломятся от снеди. Ретромобили, ожидают пассажиров у драмтеатра. Гужевой транспорт, колесит по городу, где живут сибирские станичники. Они - любимые персонажи Сергей Сочивко.

Чтобы точно воссоздать облик привокзальной площади Омска, художник немало времени провел в архивах. / Сергей Сочивко

- Омск был столицей Сибирского казачьего войска, в главном храме города - Никольском соборе - хранилось знамя Ермака. Этой теме я посвятил много работ, в том числе трехметровую панораму Омска, где казаки отмечают войсковой праздник "Никола зимний", - рассказал Сергей Сочивко. - В составе государства российского было четырнадцать казачьих войск. У каждого - свои особенности, например, цвет лампасов. У забайкальских и оренбургских станочников они были голубые, у астраханских и уссурийских - золотые, уральские казаки носили малиновые лампасы, а сибирские - красные.

Художественные способности у Сергея проявились рано - в шесть лет. В руки ребенка попала оконная замазка, и он начал лепить забавные фигурки. Сначала Сережа хотел стать скульптором, но любовь к живописи победила, и он перевелся на театрально-декоративное отделение Пензенского художественного училища. Там произошла судьбоносная встреча с девушкой, за которой он отправился в Омск. А потом всем сердцем полюбил сибирский город. Нашел тему для творчества: Омск - столица генерал-губернаторства, центр Западной Сибири XIX-XX веков. И загорелся.

Александра Бакка: "Художник должен зарабатывать тем, что он умеет делать"

А вот в театре работать не стал, хотя его звали оформлять декорации.

- За свою жизнь я пересмотрел огромное число спектаклей, и все они канули в Лету. А картины будут жить вечно, - пояснил причину такого решения Сергей Сочивко.

Тем не менее его работы напоминают тщательно прорисованные декорации. Каждое полотно - спектакль с множеством действующих лиц. На холстах всего вдоволь: земли, неба, рек с кисельными берегами. Ишимские раки величиной с дом. Грибы, под которыми можно укрыться от дождя. Осетры размером с пароход. Горы арбузов на баржах у железнодорожного моста. Люди не понимают, что делать с таким изобильным богатством и радуются ему, как дети.

Какой же это реализм? И не может казачья кавалерия сражаться с грибами-ягодами, а охотники выслеживать мамонта в тайге, указывают критики.

- Просто это такой спектакль, на котором зрителю не будет скучно, - улыбается в усы Сергей Сочивко.

На полотнах Сергея Сочивко оживают сибирские казаки XIX века. / Сергей Сочивко

Панорамные полотна чередуются с картинками быта. Баня с парной, вениками и пышнотелыми казачками. Подгулявший станичник. Посиделки у самовара. Вечерние песни у граммофона. Широкое гулянье с гармонью, частушками, самогоном, холодцом и пирогами. Вот солдата с песнями провожают на войну, вот молодых ведут под венец. Зеленый остров с качелями и каруселями. Среди многочисленных отдыхающих упражняется с гирей уже знакомый персонаж с усами.

Немало картин посвящено историческим событиям. На одном из полотен - Любина роща, посаженная в 1851 году и названная в честь жены генерал-губернатора Гасфорда Любови Федоровны, которую омичи ласково прозвали Любочкой. Одни посадили, другие рощу вырубили. И теперь художник не пожалел красок, чтобы воссоздать былую красоту.

А вот - Первая Западно-Сибирская торгово-промышленная выставка 1911 года. Первый полет аэроплана над Омском. Майский потоп 1928 года, когда вода залила первые этажи домов по окна. Горожане с узлами сидят на крышах, и ждут не дождутся милости от природы. Вот - Серафимо-Алексеевская часовня, построенная в память об омичах, погибших на Русско-Японской войне. А так в начале прошлого века выглядел Омск с высоты птичьего полета.

Художники из Ростова нарисовали для женщин "живую картину"

Картины Сочивко можно увидеть не только на выставках, но и в госучреждениях, аэропортах, соборах. Часть работ художник посвятил Екатеринбургу. На одном из полотен запечатлен крестный ход 2015 года, когда в ночь расстрела царской семьи 17 июля, от Храма-на-Крови в сторону Ганиной ямы прошла 60-тысячная колонна паломников. Там, в храме, эта картина и хранится. Сейчас художник увлечен серией "Моя Сибирь", посвящая свои полотна природе, необъятным и удивительным по красоте просторам родного края.

P. S.

Омск, по мнению Сергея Сочивко, это город, который освещает огромное и щедрое солнце-блин. Его тепла хватает на всех. Поэтому персонажи - городовые, казаки, офицеры, купцы, пышнотелые барышни, старики и ребятишки - не унывают, несмотря ни на что. И вполне могут стать героями очередного мультика. Потому что омичу все по плечу!

Анимация Живопись Омск