Анатолий Николаевич, эксперты не раз отмечали, что европейская система с ее разделением на бакалавриат и магистратуру не позволяет студенту полноценно сформировать знания, умения и компетенции. Вы согласны с этим?
Анатолий Николаев: Уже в начале вхождения в новый формат образовательной системы было ясно, что это долгий, иногда не совсем понятный путь, когда программу пятилетнего специалитета по многим направлениям подготовки пытались превратить в четырехлетний бакалавриат, сокращая часы и уменьшая количество предметов.
Такой процесс не всегда сопровождался сохранением качества. Спустя время новая система образования, через которую предполагалось выйти на мировой уровень, не оправдала всех ожиданий. В итоге Россия не стала полноценным партнером Болонской системы. Об этом высказался министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Мы должны создать новую систему образования, необходимую для выполнения государственных задач.
Отказ от Болонской системы - это практически реформа высшего образования. Как она может происходить технически?
Анатолий Николаев: В своем обращении к Федеральному Собранию Владимир Путин подчеркнул, что мы должны дать новые возможности для реализации молодых специалистов, их дальнейшего трудоустройства. И если профессия требует дополнительной подготовки, молодой человек сможет поступить в магистратуру. При этом студенты, которые сейчас учатся в вузах, продолжат обучение по действующим программам. Уже полученные дипломы также будут действительны, и права их обладателей не должны ущемляться.
Большое внимание было уделено поддержке молодых ученых, развитию не только прикладной, но и фундаментальной науки, повышению качества образования. Принципиальное значение сейчас имеет переход к отечественной системе подготовки кадров по самым разным направлениям. Реформа в высшем образовании должна стать синтезом лучших практик, она также даст вузам гибкость для выработки программ - в зависимости от специальности это могут быть четыре года или шесть лет обучения.
Необходимо продумать все механизмы, перенять лучшие практики. Мы готовы к положительным переменам. Все-таки нужно работать не по стандартам других государств, а выполнять задачи социально-экономического развития нашей страны.
Что из практики последних десятилетий мы все-таки сможем использовать? Что было удачным?
Анатолий Николаев: В целом за последние десять лет система высшего образования РФ претерпела значительные изменения. Например, если раньше аспирантура подразумевала подготовку диссертации, то сейчас это некий третий уровень высшего образования, вошедший в образовательную часть. Изменилась и внутренняя структура университетов: последовали институциональные реформы, прошла переподготовка кадров, "перелопачен" механизм поступления и выпуска, пересмотрена система мониторинга качества деятельности университетов. Вузы стали рассматриваться не только как образовательные структуры, но и как научные центры. Университеты наравне с академическими институтами стали центрами концентрации научной мысли, разработок и инноваций.
Большую роль стала играть третья миссия университетов, которая подразумевает социальную ответственность. Они стали более открытыми, активно развивают международное сотрудничество. Появилось множество лабораторий, проведена серьезная работа по возвращению наших ученых-соотечественников. Изменения, которые произошли за последние десять лет, открыли дорогу к здоровой конкуренции среди университетов, но появились кооперация и коллаборация - вузы стали еще сильнее. Эту практику необходимо продолжать и после реформ, которые ждут систему высшего образования.
В СВФУ учатся иностранные студенты. Не скажется ли на них уход от Болонской системы?
Анатолий Николаев: Не думаю, что грядущие изменения повлияют на настроение иностранных студентов и на развитие международного сотрудничества. Российское образование всегда отличалось высоким уровнем, и отказ от Болонской системы никак не скажется на качестве подготовки кадров. У ребят из других стран, которые здесь учатся, вероятно, перед поступлением были и другие варианты, однако сегодня они студенты СВФУ.
В университете действует организация "NEFU International", товарищества. Мы проводим различные фестивали. Сотрудники СВФУ выезжают в другие страны и знакомят иностранцев с нашим университетом. Конечно, все вузы так делают, но чтобы к нам массово поступали студенты из Африки, Азии, арабских стран, была проделана большая работа.