16.03.2023 00:07
Власть

Саратовские чиновники не выполнили обещаний жителям поселка

Текст:  Андрей Куликов (Саратов)
Российская газета - Неделя - Средняя Волга: №54 (8999)
Больше года назад площадь Саратова выросла в пять раз - до 2100 квадратных километров. После включения в городскую черту пригородного Саратовского муниципального района по размеру территории областной центр, где теперь проживает всего около 900 тысяч жителей, стал вторым мегаполисом в стране, больше Санкт-Петербурга. Корреспондент "РГ" разбирался, что изменилось после расширения муниципалитета для "новых" саратовцев.
Комфортные условия жизни в центре мегаполиса и в селах, которые попали в черту города, выглядят по-разному. / Владимир Янченко/РГ
Читать на сайте RG.RU

По-прежнему забытый поселок

Процесс расширения границ города стартовал еще в 2020 году. И первыми в его поддержку тогда выступили жители небольшого поселка Калашников на окраине Заводского района.

До 2004 года маленький поселок, где всего 11 старых двухэтажных домов, относился к Саратову, однако затем при уточнении границ муниципальных образований его зачем-то включили в Саратовский муниципальный район.

Местные жители работают в основном на территории Саратова, дети учатся в соседних городских школах и ходят в детские садики. Однако земля поселка относилась к Александровскому муниципальному образованию, и муниципалитет, по мнению жителей Калашникова, со своими обязанностями не справлялся: не ремонтировали дороги, не чистили их зимой от снега, не занимались благоустройством.

В России креативная экономика, вероятно, сложится в пяти-семи агломерациях

Жители поселка надеялись, что все начнет налаживаться после того, как он станет частью города. Однако за прошедший год здесь мало что изменилось, а обещания, которые ранее давали чиновники, так и остались в основном не выполнены.

- Дорогу так и не отремонтировали, ситуация стала даже еще хуже, поскольку подъездные пути разбили во время строительства котельной и детской площадки. Освещения на улицах по-прежнему нет. Каждое утро я подвожу на своей машине соседку с внуком-младшеклассником, потому что пешком до остановки общественного транспорта по грязи дойти невозможно, - рассказала жительница поселка Елена Никитина.

Котельную, которая помогла бы решить проблему с отоплением жилья в поселке, в прошлом году запустить так и не удалось, потому что возникли проблемы с подключением к коммуникациям.

Конкурс "Культурная столица года" поможет городам России войти в федеральную повестку без больших вложений

Как рассказали жители поселка, они подали в мэрию заявку на благоустройство придомовых территорий, но когда его проведут, не знают до сих пор.

Ледовая арена и бассейн

Всего в состав городского округа вошли 79 пригородных сел и поселков. Среди них, например, большой поселок военных вертолетчиков Соколовый, где проживает около шести тысяч жителей. И здесь ситуация с благоустройством и строительством новых соцобъектов не в пример благополучней.

В мае в поселке должны сдать новую поликлинику, строительство которой было начато в прошлом году. Здесь также привели в порядок дороги и тротуары, реконструировали стадион. На очереди - возведение ледовой арены, бассейна и теплицы в школе. Кроме того, в поселке планируется создать индустриальный Столыпинский парк. Правда, социальные объекты строят за счет не муниципального бюджета, а средств, привлеченных в регион по инициативе председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина, который избирался от этого округа.

В то же время, по мнению депутата городской Думы Саратова Виктора Маркова, сельским территориям сейчас уделяется больше внимания, чем во времена, когда они входили в состав отдельного Саратовского муниципального района. Для городских властей это является приоритетом.

Названы самые аварийные дороги Москвы

- На дороги, тротуары, благоустройство, ремонт школ в селах выделяются небывалые прежде для этих муниципальных образований средства, - считает депутат.

Льготы остались, страховка выросла

К неприятностям, с которыми сталкиваются "горожане" из сельской местности, как отметил Виктор Марков, прежде всего относится транспортная проблема. Тариф на проезд в пригородных автобусах не только не приблизился к городскому, но даже увеличился.

Всем жителям сельских поселений, которые вошли в состав городского округа, муниципальные власти обещали сохранить социальные льготы.

А вот стоимость страхования автомобилей для сельчан после "переезда" в город увеличилась. Еще раньше с похожей проблемой столкнулись сельские предприниматели, для которых после того, как территории вошли в состав городского округа, значительно выросла стоимость патента.

Мнение

Денис Жабкин, блогер, член градозащитного совета при областной Думе:

- Расширение границ городского округа - это закономерность. Рано или поздно мы к этому бы пришли. Город увеличивается, нужно заселять новые места, создавать дополнительную инфраструктуру. Как и развитие агломерации, это общемировой тренд.

Очевидны преимущества, когда транспортная система, коммуникации развиваются как одно целое. Предприятия, бизнес тоже заинтересованы в единых правилах и условиях работы, когда они распространяются на всю территорию. Главное, чтобы все это приводило к уменьшению, а не к росту бюрократии и положение граждан не ухудшалось.

Александр Ермишин, руководитель общественного движения "Жить здесь!":

- Искусственность такого образования была очевидна с самого начала, и за прошедший год новых признаков жизнеспособности, на мой взгляд, не проявилось. Попытки выборочно привнести на присоединенные сельские территории городские стандарты есть, но ни сельских, ни городских жителей это никоим образом в заблуждение ввести не может.

Приблизительно то же самое можно сказать и о Саратовской агломерации. Реально сложившуюся, на мой взгляд, агломерацию Саратов-Энгельс искусственно довели до желаемой цифры в 1,3 миллиона жителей, приписав к ней Татищевский и Красноармейский районы. По факту, конечно, эти границы никакого отношения к реальности не имеют, но, видимо, формально позволяют соответствовать федеральным критериям и претендовать на определенное внимание и приоритетное финансирование. Однако шанс реализовать глобальный проект не должен осложнять финансирование текущей деятельности на присоединенных для галочки территориях, а, как выясняется, в районах уже сталкиваются с проблемами. Например, под вопросом оказывается участие в той же федеральной программе "Комплексное развитие сельских территорий".

В рейтинге по объемам валового городского продукта страны по состоянию на июль прошлого года Саратовская агломерация заняла последнее, 17-е место в списке. По объему валового продукта на душу населения агломерация также стала абсолютным аутсайдером. Все это говорит о том, что для реального развития необходимо стимулировать внутренние процессы в регионе, а не перекраивать карту, выдавая желаемое за действительное.

В тему

Заместитель директора ГКУ "Центр развития Саратовской агломерации и индустриальных парков" Андрей Костенко на совещании в областной Думе рассказал о подготовке проекта регионального закона об агломерации. Среди главных задач - развитие высокотехнологичной индустрии, в том числе за счет создания промышленных парков на новых территориях, а также обеспечение транспортной доступности и создание привлекательной окружающей среды для жителей.

В то же время заместитель главы администрации Татищевского района Юлия Самойлова сообщила, что из-за вхождения в состав агломерации район может потерять право участвовать в программе по комплексному развитию сельских территорий. Ранее по этой программе муниципалитет получил 200 миллионов рублей на строительство дороги между пятью селами.

Регионы Саратов