Напомним, с 1 марта вступили в силу поправки в правила дорожного движения, которые ввели новое понятие "Средства индивидуальной мобильности", а также четкие правила их использования. Как сообщил Александр Быков, места для движения на этих устройствах должны быть приближены к системе видеонаблюдения, чтобы видеть, откуда начинается поездка.
Системы видеонаблюдения в Москве позволяют в настоящее время отследить полностью маршрут передвижения любого человека. "Что касается видеонаблюдения, фактически на сегодняшний день любой человек, выйдя из любого общественного здания: объекта питания, работы, метро, попадает в объективы видеокамер.
"Мы можем увидеть по системам видеонаблюдения, как он дошел до своего места пребывания или жительства", - сказал начальник столичного ГИБДД. Он также отметил, что в настоящее время контрольно-надзорная функция ГИБДД заключается, прежде всего, в организации достаточной инфраструктуры для передвижения на СИМ. Во взаимодействии с департаментом транспорта города Москвы эта работа ведется.
Однако эксперты сомневаются в эффективности таких возможных мер. Как отметил специалист по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман, основная проблема заключается в том, что средства индивидуальной мобильности никак не обозначены. У них нет государственных регистрационных знаков. Соответственно, даже если нейросеть увидит человека, который передвигается на СИМ по проезжей части, возникнет вопрос: а что с ним делать? Пока дойдет информация о проезде СИМ там, где ему нельзя, он уже далеко уедет. А как его потом выловить, раз невозможно его идентифицировать? Все упирается в вопрос идентификации пользователя СИМ. Пока этот вопрос не решен в принципе. Контроль за ними возможен. Но, по сути, только в ручном режиме.
Напомним, что за нарушения правил использования этого транспорта грозит штраф от 800 до 1,5 тысяч рублей. Очевидно, что сложно выявить такое нарушение правил, как превышение скорости на этих устройствах. Напомним, что она ограничена 25 км/ч. Ручные радары запрещены к применению, а камеры не способны такое нарушение зафиксировать, поскольку у СИМ нет номеров.
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин, сообщил "Коммерсанту", что планирует внести законопроект об обязательной регистрации СИМ в ГИБДД и получении номеров.
Однако шансов у такого предложения практически нет. Ведь СИМ надо как-то идентифицировать, чтобы его зарегистрировать. А способов идентификации пока не предусмотрено. Потому что они не сертифицируются. ГОСТ на них, который вступил в силу с 1 февраля, также не предполагает какой-либо идентификации этих устройств.
Так что, по сути, соблюдать установленные правила дорожного движения и требования ГОСТа будут только шеринговые компании, а также те, кто берет электросамокаты в аренду. Заставить частных владельцев собственных СИМ просто пока нет возможности.
Кроме того, у адвокатов возникли сомнения в том, что нарушителей на электросамокатах вообще можно привлечь к ответственности. Как пояснил корреспонденту "РГ" адвокат Сергей Радько, раньше они считались пешеходами, и на них распространялась статья 12.29 Кодекса об административных правонарушениях. Однако в этой статье есть исключение для водителей, управляющих транспортным средством. Но СИМ, согласно новым правилам, признаны именно транспортным средством. А поэтому те, кто ими управляет, - водители. И, следовательно, не могут отвечать по этой статье. Но по другим автомобильным статьям они тоже не могут нести ответственность. Поскольку в примечании к статье 12.1 КоАП говорится, что в этой главе ответственность распространяется только на водителей транспортных средств, для управления которыми необходимо иметь права.
С адвокатом согласен и юрист Сергей Смирнов. По его мнению, привлечь к ответственности за нарушения правил водителя электросамоката сейчас нереально. А камеры и нейросети - это только для того, чтобы собирать статистику о нарушениях.
Однако с ним не согласен адвокат Лев Воропаев. По его словам, КоАП четко устанавливает, кто за что отвечает. Примечание в статье 12.1 говорит о том, что по всем статьям отвечает водитель транспортного средства, если двигатель у него более 50 куб. см или скорость выше 50 км/ч. А по части 2 статьи 12.29 отвечают велосипедисты или те, кто управляет любыми другими транспортными средствами.
Однако этот юридический казус, похоже, придется разбирать Верховному суду. Если ранее в КоАП не внесут поправки.