Прославился мастер Чэнь полвека назад благодаря нетрадиционной технике изображения лотоса. Это был симбиоз китайской живописи тушью и западных направлений, импрессионизма и абстракционизма. Сегодня знаменитый художник представил на суд зрителей несколько новых работ из серии "Цветущая слива". Их "оценила" наш корреспондент Ли Цзян.
Художник Чэнь Цзялин: Цветы сливы распускаются первыми, их цветение знаменует начало весны. При этом они устойчивы к холодам и, наверное, поэтому ассоциируются с хорошим, сильным характером. Художнику написать цветы сливы очень непросто.
Творческий вызов состоял в том, что всего за три месяца Чэнь Цзялин создал около 50 картин, посвященных цветению сливы. Каждая из них сопровождается стихотворением, выполненным в виде авторской каллиграфии.
Впечатляет формат картин, 2,4х0,7 м, в настоящее время все работы выставлены в знаменитом центре "Жунбаочжай" в Пекине. Этому комплексу художников на улице Люличан 350 лет. Сегодня его посетители стали свидетелями прорыва в традиционной китайской живописи тушью. И совершил его 85-летний художник.
Вы впервые писали цветы сливы в таком большом формате?
Чэнь Цзялин: Да, все дело в самих цветах и каллиграфии, они перекликаются.
Это стихи, воспевающие цветение сливы?
Чэнь Цзялин: Да, это только стихи о цветении сливы. Они были написаны китайскими литераторами, жившими в разные исторические эпохи. Как видите, каллиграфия перестала быть просто каллиграфией.
Это тоже изобразительный ряд?
Чэнь Цзялин: Именно так, это абстрактные картины. И цветы сливы, свисающие с ветвей, конечно же, привлекают внимание посетителей.
Многие китайские поэты и художники любили эти цветы за особую красоту и жизнестойкость. Некоторые, даже самовыражаясь, сравнивали себя с этим цветком. С вами тоже такое случалось?
Чэнь Цзялин: Мне уже 85. Рисовать этот сюжет, значит, самосовершенствоваться. Сливовые деревья выглядят более живописно и полными жизни, когда стареют. Есть ощущение опыта и изменений в судьбе. Я был свободен с апреля по июль прошлого года. Почувствовал, что это хорошая возможность подумать, поучиться. Изучив, как великие художники отображали цветы сливы, я как бы воссоздал их работы, расширив свои собственные знания и горизонты. В эти работы я, конечно, привнес и свою индивидуальность.
Живописные работы мэтра Чэнь Цзялина отражают его уникальную личность. Беря за основу традиционную китайскую живопись тушью, он неустанно занимается инновациями. В 80-е годы прошлого века его картины из серии "Лотос", в которых манера и техника китайской живописи сочетались с чертами западного импрессионизма и даже абстракционизма, сделали Чэня широко известным. И для него вполне естественно слияние разных художественных стилей.
Чэнь Цзялин: Можно сказать, что импрессионизм давным-давно зародился в Китае. Ведь когда китайский художник пишет кистью и тушью бамбук, он отображает нечто еще: философию, мысль, идею, настроение...
Ваши работы напоминают и импрессионизм, и абстракционизм.
Чэнь Цзялин: Да, в какой-то степени это импрессионизм. Он очень давно существовал в Китае. Разные художественные стили всего лишь форма. Самое главное в произведениях - это их жизненная энергия.
Готовая поверить, что выставка была данью традиционной китайской культуре и классике, я удостоилась увидеть прошлогодний эксперимент маститого художника.
Чэнь Цзялин: Думаю, что эти три картины достаточно хорошо отображают мой стиль рисования цветущей сливы.
Линии определенно разные.
Чэнь Цзялин: Характерной особенностью является то, что я использую линии китайской каллиграфии, чтобы продемонстрировать ветви, это длинные линии. Похоже на танцующие цветы сливы. Или позы и жесты на фресках в Дуньхуане.
Но они вытягиваются, это ваше авторское новшество?
Чэнь Цзялин: Да, это мое "изобретение" - комбинировать линии с блоками туши.
Вот тут тоже блоки туши и линии.
Чэнь Цзялин: Думаю, что именно такая структура стала "открытием" в итоге шести месяцев работы.
Ваше ноу-хау.
Чэнь Цзялин: Да.
А эта работа выглядит иначе, чем остальные.
Чэнь Цзялин: Вместо того, чтобы использовать в основном линии, я применил здесь светлую тушь. Озарение пришло от навыков в фотографии. Цветные слои были наложены друг на друга. Вот полностью новый, а этот пигмент - британская акварель.
Лотосы относительно крупнее. Возможно, проще изобразить отдельный цветок, а не соцветия, маленькие и густые. Вы стремитесь к тому, чтобы каждый цветочек выглядел по-своему?
Чэнь Цзялин: Старался изо всех сил. Иногда у меня не получалось, тогда стимулом становились "инновации". Я хотел бросить вызов самому себе.
Как и многие китайские художники, Чэнь Цзялин буквально увлечен инновациями. Но при этом мастер никогда не перестает углубляться в традиции, он твердо убежден, что именно они фундамент национальной культуры.