"Подготовленные законодательные инициативы направлены на создание новых экономических возможностей для граждан и решение целого ряда социально-экономических проблем. Сегодня граждане не являются субъектами добычи драгоценных металлов. Законно добывать золото могут лишь юридические лица, получившие соответствующую лицензию на пользование недрами по итогам участия в аукционе или конкурсе", - прокомментировал председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Он добавил, что добывать золото можно только на зарегистрированных месторождениях.
При этом неперспективные для промышленного освоения мелкие россыпные месторождения не могут быть отработаны на законных основаниях. Соответственно, возникает опасность развития нелегальной и откровенно криминальной деятельности на таких участках.
Проектами предлагается урегулировать деятельность граждан нашей страны по добыче золота на непромышленных месторождениях. На законодательном уровне вводится понятие "старательская деятельность". Заниматься такого рода деятельностью смогут граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Старатель может осуществлять работы только на одном старательском участке. Численность привлекаемых им наемных работников не может превышать десяти человек. Предполагается и ряд других серьезных ограничений.
Основанием для осуществления старательской деятельности будет являться разрешение на осуществление деятельности, выданное уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Предусматривается, что договор безвозмездного пользования старательским участком (площадью не более 10 га) сможет заключается на срок три года с возможностью продления на срок не более трех лет по соглашению сторон.
"Инициативы разработаны с учетом анализа мирового и отечественного исторического опыта. Результатом реализации предлагаемых новаций станет создание новых рабочих мест и повышение значимости непромышленных месторождений для золотодобывающей отрасли. У граждан появятся новые экономические возможности, государство же получит дополнительные доходы в бюджет", - пояснил председатель Правления АЮР.
В целях апробации предлагаемого законопроектом механизма предусмотрено, что в течение трех лет со дня вступления в силу проекта федерального закона старательская деятельность может осуществляться в "пилотном режиме" на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и территориях, относящихся к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации. По истечении трех лет старательская деятельность будет разрешена и на территориях иных субъектов Российской Федерации.
"Также предполагается создание специальной государственной информационной системы для обеспечения старательской деятельности. Использование информационной системы обеспечит доступность и удобство процесса оформления статуса старателя, повысит эффективность взаимодействия граждан с органами государственной власти. Законопроектом предусмотрена возможность самостоятельного выбора индивидуальными предпринимателями старательских участков через информационную систему по аналогии с "дальневосточным гектаром", - резюмировал Владимир Груздев.