23.03.2023 11:19
Власть

Как в Сибири стимулируют спрос на электрокары

Текст:  Наталья Решетникова (Новосибирск)
Российская газета - Экономика Сибири: №61 (9006)
По данным геосервиса 2ГИС, Новосибирск наряду с Москвой и Санкт-Петербургом входил в тройку городов с наиболее развитой сетью электрозарядных станций. Однако его опередил Красноярск, где в 2021-2022 годах появилось девяносто ЭЗС.
Водители электрокаров ценят доступность и быстроту заправки / Нина Рузанова/ РГ
Читать на сайте RG.RU

К концу 2021-го в столице Сибири насчитывалось чуть более тридцати станций, сейчас их свыше сорока. В целом, как отмечают аналитики 2ГИС, за год в российских городах число общедоступных станций для зарядки электромобилей увеличилось почти на семьдесят процентов. Тем не менее количество таких точек остается относительно небольшим при расчете на душу населения.

В Новосибирске созданием зарядной инфраструктуры для электромобилей занимаются с 2019 года. Проект из локального перерос в федеральный, и сейчас у оператора сети сотни станций во многих крупных городах страны. В Новосибирске под управлением компании Punkt E находится не менее тридцати ЭЗС.

В компании отмечают, что станции в основном размещены в местах, где водитель может совместить зарядку автомобиля с делами и досугом. Такие локации по душе водителям, которым нравится доступность и быстрота заправки - запас энергии для среднесуточного пробега электрокара восполняется за двадцать-тридцать минут.

По оценке водителей, если на заправку обычной машины бензином в год уходило около пятидесяти тысяч рублей, то на питание электромобиля требуется менее пяти тысяч. Минус затраты на масло, свечи и прочие расходные материалы, необходимые для содержания в рабочем состоянии транспортного средства, работающего на бензине, дизельном топливе или газе.

Налоговые льготы для владельцев электрокаров продлят на три года

Владелец электромобиля Алексей Кирютин утверждает, что заряжает свою "электричку" дома от обычной розетки.

- На это, конечно, больше времени уходит, чем при заправке на профстанции. Удобно, если живешь в частном доме с гаражом: приехал - воткнул в розетку, как смартфон, - говорит он.

По словам Алексея и других водителей, пересевших с обычных автомобилей на электрокары, с такой машиной надо правильно планировать маршрут.

Обычно одной ночной зарядки хватает на день, зимой нужна дополнительная энергия на обогрев салона.

- Но даже в самый лютый мороз я проезжал пятьдесят километров, а летом одной зарядки хватает на 150 километров. При развитой инфраструктуре электрозаправок вообще не будет проблем, - отмечает Алексей Кирютин.

Однако, как следует из февральского опроса Исследовательского центра портала Superjob.ru, о покупке электромобиля задумываются лишь 18 процентов россиян. Семь из десяти респондентов пока не готовы отказаться от обычной машины в пользу электрокара. Мужчины чаще женщин рассматривают возможность покупки автомобиля с электродвигателем: 20 процентов против 12. Больше всего желающих пересесть на экологичный вид транс-порта среди россиян моложе 34 лет - 23 процента.

"В стране пока недостаточно развита соответствующая инфраструктура", "в нашем регионе тяжело использовать такой автотранспорт круглогодично, заряжать негде", - отмечают респонденты.

В пресс-службе компании "Яндекс" констатируют, что спрос на электрокары, как и в целом интерес к покупке автомобилей, снизился. Об этом свидетельствует число просмотров объявлений на сервисе "Авто.ру". "В конце 2022 года контакты продавцов подержанных электрокаров смотрели на четверть реже, чем в начале года. Если же сравнивать с 2021-м, интерес снизился на 35 процентов", - сообщили в компании.

Volkswagen подтвердил работу над самым дешёвым электрокаром

Аналитики "Авто.ру" зафиксировали, что за 2022 год средняя цена новых электромобилей в сервисе снизилась с 9,8 до пяти миллионов рублей. Это произошло из-за того, что поменялась структура предложения: стало больше относительно недорогих машин. Электрокары за три-пять миллионов рублей занимают в ней 40-45 процентов, остальное - машины дешевле трех миллионов (например, Evolute).

Средняя стоимость электрокаров с пробегом, наоборот, поднялась на 14 процентов - почти до 2,6 миллиона рублей. В "Авито Авто" отметили, что не видят особого разрыва в цене между новым электромобилем и машиной с пробегом - в среднем 3,2 миллиона и 3,5 миллиона рублей соответственно.

Самыми популярными моделями электрокаров с пробегом стали относительно недорогой Nissan Leaf (средняя цена - 730 тысяч рублей), премиальные Tesla, Audi, Porsche, а также BMW iX, Volkswagen. В декабре прошлого года внимание пользователей "Авто.ру" привлек Evolute i-Pro - новый электрокар российского производства.

- Российский рынок пополнился китайскими электромобилями, а также вырос за счет появления отечественного Evolute и параллельного импорта. Электрокары стали доступнее: если раньше были представлены в основном премиальные машины, то сейчас привозят широкий спектр китайских. С помощью параллельного импорта в Россию начали ввозить и европейские модели, - прокомментировал ситуацию руководитель группы исследований и клиентской аналитики "Авто.ру" Алексей Муханов.

Сейчас в московских дилерских центрах появился электрокроссовер "Москвич 3е", отмечают эксперты онлайн-платформы "Авито Авто". По их данным, отечественная новинка вызывает большой интерес у пользователей сервиса. В январе-феврале 2023-го тридцать процентов спроса на электрокары на "Авито Авто" пришлось на долю этой модели. Средняя цена "Москвича 3e" - 3,5 миллиона рублей.

По оценкам экспертов "Авито Авто", в прошлом году самой продаваемой моделью электрокара с пробегом в Новосибирской области стал Nissan Leaf, а средняя цена автомобиля с пробегом с электрическим двигателем в регионе составила 960 тысяч рублей. Доля электрокаров в общих продажах автомобилей с пробегом в Новосибирской области в 2022 году достигла 0,35 процента.

Когда электромобили перестанут быть экзотикой на дорогах России

Несмотря на то что электрокары занимают относительно небольшую долю в общем объеме продаж автомобилей с пробегом в стране, можно отметить рост их популярности, подчеркивают в "Авито Авто". В прошлом году эта доля составила 0,24 процента, а в 2021-м была 0,15 процента.

В агентстве "АВТОСТАТ" говорят о рекордном результате: в феврале 2023-го доля электрокаров в общем количестве реализованных новых легковых автомобилей в стране составила один процент, годом ранее - всего 0,3 процента. За два первых месяца продано 909 "электричек", что на 61 процент больше показателя января-февраля минувшего года.

Руководитель направления развития EV проектов "Сибирской генерирующей компании" Андрей Витковский уверен, что наличие должной инфраструктуры подогревает интерес потребителей к электрокарам.

- Мы видим, что сфера зарядной инфраструктуры развивается в направлении "быстрых" станций. Но для резкого роста числа электромобилей необходима придомовая "медленная" зарядная инфраструктура: приехал вечером домой, оставил автомобиль на ночь, а утром уехал на заряженном. В Красноярске мы реализовали пилотный проект по размещению зарядных станций во дворах жилых кварталов и за первые два месяца увидели спрос, превышающий даже наши оптимистичные прогнозы, - утверждает Андрей Витковский.

Кстати

Подобный проект планируют осуществить и в Новосибирске. Однако в министерстве ЖКХ и энергетики региона отмечают, что при установке станций предприниматели сталкиваются с различными сложностями, связанными с насыщенной инженерной инфраструктурой городской среды, пересечением коммуникаций, необходимостью согласования прохождения трассы, проблемами с выделением доступной точки подключения и мощности. Поэтому необходимо создавать соответствующую федеральную и региональную нормативно-правовую базу.

Регионы Новосибирск Красноярск