На данный момент необходимо наметить пилотные проекты федеральных и региональных заказчиков на 2023 год, реализация которых позволит поддержать потенциал применения беспилотных летательных аппаратов, отметил замминистра строительства и ЖКХ Константин Михайлик. Кроме того, практику применения БПЛА нужно синхронизировать с уже запущенными процессами цифровизации отрасли строительства и ЖКХ. Все преимущества использования аппаратов - повышение качества и скорости выполняемых работ и процессов, снижение издержек - необходимо обосновать с точки зрения экономических эффектов.
Многие строительные компании уже используют дроны, рассказали "РГ" эксперты. Тренд на применение беспилотников в отрасли развивается последние пять-шесть лет, говорит операционный директор DBC Consultants Андрей Гулак. Пионерами были строители объектов нефтегазовых отраслей, это давало возможность контролировать присутствие техники и рабочих на разбросанных участках. Сегодня дроны можно встретить и в гражданском секторе.
На БПЛА возлагаются различные функции, в том числе и те, что ранее выполняли геодезисты или обследователи - например, измерение объемов земляных масс, построение модели существующего сооружения через создание облака точек и разработки на его основе 3D модели. Особенно популярным стало применение трехмерного сканирования с использованием коптера, чтобы смоделировать существующие объекты в промышленности и контролировать прогресс выполняемых работ на строительстве жилых комплексов.
Целый ряд крупных российских компаний уже использует дроны - прежде всего для мониторинга на стройках, инспекции, контроля качества, замеров объектов, для картографических съемок, говорит руководитель IT-подразделения VIRA Роман Попералов. Покупка, администрирование, доработка промышленных дронов для использования в строительстве требуют значительных инвестиций, отмечает он.
Однако есть и ряд преимуществ - замеры производятся более точно, допускается меньше ошибок, чем при "ручных" замерах. Мониторинг строительства и управления строительной техникой ускоряет возведение зданий и снижает затраты на рабочую силу. Дроны могут использоваться для контроля безопасности на строительной площадке, что предотвращает происшествия и помогает сократить моральные и материальные потери.
Через облачную систему полученная с помощью беспилотников 3D-копия объекта соединяется с проектной документацией - то есть применение беспилотников уже сейчас позволяет говорить об интеграции данных в единое цифровое пространство, отмечают в Главгосэкспертизе. В итоге все участники процесса - например, архитекторы и проектировщики - имеют доступ к актуальной информации, могут вносить в проект оперативные правки. А топ-менеджмент - напрямую контролировать эффективность работы и принимать управленческие решения.
Беспилотники активно входят в обиход строителей, и вопрос сегодня ставится об увеличении объемов поставок дронов на стройки, обучении операторов и об активном вовлечении таких специалистов во все процессы стройки, говорит руководитель комиссии по цифровизации Общественного совета при минстрое, президент НОТИМ Михаил Викторов. Дроны, к примеру, позволяют оптимизировать процесс строительного контроля.
Использование оператора и одного комплекта оборудования стоимостью в 40-100 тысяч рублей позволяет сократить время в три-четыре раза, сократить количество персонала, задействованного в процессах контроля. Дроны позволяют усилить контроль за техникой безопасности, программа фиксирует отсутствие ограждения, страховочных механизмов. Сегодня каски, механизмы, техника снабжены QR-кодами, что позволяет видеть объективную ситуацию.
- Помимо существенной экономии времени это возможность сохранить людям жизнь, - подчеркивает Викторов. - Когда подобная техника применяется на стройке, дисциплина резко повышается.
При строительстве дорог и трубопроводов дроны давно стали обязательным элементом проектно-изыскательских работ, контроля за строительными работами. Бригады операторов дронов выезжают на контроль десятков, а то и сотен километров таких трасс, и это тоже экономия времени и труда специалистов.
Дроны часто используются и для рекламных целей, говорит директор по развитию ГК "Жилой Квартал" Эдуард Самигуллин. Благодаря дрону можно показать клиенту вид из его окна, даже если квартира существует пока только в проекте. Можно сделать панораму местности и интегрировать туда рендер строящегося ЖК, что даст понимание, как проект будет выглядеть после завершения.
Кроме того, существуют и грузовые дроны, которые могут перемещать или поднимать стройматериалы. В перспективе может развиваться использование дронов для доставки товаров, еды и даже как такси. От застройщиков в этом направлении потребуется немного - организовать площадку для посадки с учетом нескольких моментов. Во-первых, если уровень шума будет высоким, то такая площадка должна быть вынесена за пределы двора. Если жители будут получать товар не сразу, то необходим работник для разгрузки дронов и место для хранения товара.
Основное ограничение для широкомасштабного применения дронов - отсутствие единой нормативной базы и требований к методам контроля с применением дронов, говорит Гулак.
- Запрашивая решение для одной и той же задачи у разных поставщиков подобных услуг можно получить несколько разных видений процесса и широкий разброс расценок, при этом не всегда до конца ясна практическая польза результата в сравнении с применением традиционных видов контроля или выполнения работ, - говорит он. - Еще одна проблема связана с санкционными ограничениями - доступ к необходимым моделям оборудования, а также уровень погрешности того оборудования, доступ к которому можно получить. Дроны любительских и начальных серий не подходят для контроля за крупными строительными проектами.
Применение беспилотных летательных аппаратов в строительстве пока не стало массовым ни в России, ни за рубежом, говорит замруководителя центра коллективного пользования НИУ МГСУ Павел Воробьев.
- Данные, получаемые с помощью дронов, - это качественно новые данные по своему типу, с ними нужно по-другому работать и анализировать, что требует как переобучения сотрудников, так и развития новых методов работы, возможностей программного обеспечения, - поясняет он. - Вторая причина - законодательные ограничения, которые призваны сократить возможности нелегального использования воздушного пространства, но вместе с этим создают существенные препятствия для его использования в рамках закона. Третья причина - невысокий текущий уровень стандартизации в данной области, причем как в технических решениях, так и в методических.
Сейчас существует огромный спрос на специалистов по управлению беспилотниками, отмечает Викторов. Общественный совет при минстрое планирует в ближайшее время провести обучение школьников и студентов - их научат управлять дронами, искать дефекты на стройках, оцифровывать их и заносить в цифровую модель.
- Затем проведем олимпиаду и дадим ребятам сертификаты. Думаю, что это мотивирует их получить профессиональные компетенции оператора дрона в сфере строительства, - заключил Викторов.