За это время менялся статус музея, учредители и попечители, посетителей за полвека прошло более девяти миллионов человек. И только Тамара Михайловна оставалась верной усадьбе, за которую она в ответе - перед живущими ныне и перед теми, кто когда-то здесь жил, оставив свой неизгладимый след.
Путеводная звезда
Ровно в девять часов начинается ее рабочее утро в скромном кабинете, укрывшемся от глаз туристов в отдельно стоящем одноэтажном здании в глубине барской усадьбы. У входа - в резном дереве зеркало в рост, наверное, из позапрошлого века. Хозяйка, пробегая мимо него, поправляет прическу. Говорит, что своих 80 лет не стесняется - стесняется, если на фотографии волосы лежат не очень аккуратно. Над столом, конечно, портрет Лермонтова. У настольной лампы болтаются две тряпичные куклы, подвешенные за веревочку, - наивный ангел и прозорливая Баба Яга, которую на мякине не проведешь.
- Наши тарханские девочки делают такую красоту, - перехватывает мой взгляд Тамара Михайловна и неожиданно задумывается. - Неспроста я эти фигурки рядом повесила. Жизнь длинная, непредсказуемая. И роли нам в ней отводятся самые разные. Неплохо бы, конечно, оставаться ангелом, но иногда приходится включать Бабу Ягу.
...В "Тарханы" учительница русского языка и литературы приехала в апреле 1968 года вместе с мужем и дочерью, прошла за это время по всем ступеням музейной лестницы, побывав экскурсоводом, научным сотрудником, главным хранителем фондов, с 1978 года она - бессменный директор музея-заповедника, который из обычного провинциального музея превратился в особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации. Когда ставился вопрос о присвоении такого статуса перед экспертной комиссией, все члены ее проголосовали единогласно, даже в кулуарах возражений не было. Слишком очевидны оказались перемены и проделанный объем работы.
Супруг Геннадий Сальков все эти годы работает рядом с ней, он художник, благодаря ему местные пейзажи запечатлены на бумаге в разное время года и суток. Им оформлены все музейные экспозиции, выставки, издания, и даже платье к случаю Тамара Михайловна выбирает, посоветовавшись с мужем. Недавно супруги отметили 60 лет совместной жизни.
- Что за это время было сделано, устанешь рассказывать. Делали все, что считали необходимым. Допускали ошибки, исправляли, переделывали. Я не могу выделить одно из дел, что мне особо дорого. Это все равно что сказать про своего ребенка, что мне в нем больше нравится только это. Так не бывает. Мы любим своих детей за то, что они есть, - признается Тамара Михайловна.
Сельская жизнь
"Тарханы" из провинциального музея, расположенного на 10 гектарах, поросших молодняком, превратились в прекрасные картины, описанные в лермонтовских стихах, которые влекут к себе в любое время года.
Отреставрированный барский дом принимает гостей. В нем звучит музыка XIX века, а в комнатах и перед домом благоухают цветы. Построили дом ключника, где проводятся мастер-классы для детей и звучат старинные песни и приговоры, запустили мельницу и из тарханской муки пекут жаворонки. Расчистили пруды и катают на лодках. Завели конюшню и воссоздали конную карусель - любимое развлечение Михаила Лермонтова. Расчистили полностью парк и фруктовые сады. И случилось настоящее чудо: из-под земли проклюнулись маленькие желтые цветы, которых в округе никто не видел. Музейщики выяснили, что это тюльпан Биберштейна, или тюльпан дубравный, занесенный в Красную книгу Пензенской области. Их здесь не видели с XIX века. И вот они вернулись. Сегодня Тарханы - это заповедник более чем в 200 гектаров.
- К сожалению, бытовые и социальные условия жизни в нашем селе далеко не комфортные, не легкие. За эти годы село стало менее людным. С водой плохо. Мне говорят, везде плохо. Но музей не может обойтись без воды, а она нужна для обслуживания тысяч посетителей. До сих пор в селе нет канализации. От этого особенно страдают наши пруды, воздух, мы стыдимся "амбре", витающее над церковью и могилой поэта. Нет постоянного врача, а были времена, когда работала целая амбулатория. Сейчас с любым, даже самым простым заболеванием приходится обращаться в районные больницы или в область, - делится наболевшим Тамара Мельникова. - Люди живут в таком знаменитом месте, сюда едут со всего мира. Но эта культура в село не заходит, не врастает в него. Люди живут словно на обочине, и это печально.
Чему не учат в школе
Тамара Михайловна признается, что в школе сама к Лермонтову относилась индифферентно, намного больше любила Есенина. Даже не предполагала, что Михаил Юрьевич станет в жизни ее путеводной звездой. Постепенно погружаясь в творчество своего земляка, поняла, что у него можно найти ответы на многие вопросы.
- Жизнь постоянно бросает новые вызовы, а Лермонтов подобные ситуации уже преодолел. Удивительно, сколько за такую короткую жизнь он пережил и понял. И умел так обо всем сказать. Надо только увидеть эти строки или найти между строк. Да - великий, да - гениальный. Но и человек близкий, понятный своими чувствами, - говорит Тамара Мельникова о Лермонтове.
Когда началась Специальная военная операция, многие вспомнили, что Лермонтов был офицером и воевал на Кавказе. Еще будучи в юнкерской школе, он писал своей приятельнице: "...если начнется война, клянусь Вам богом, что всегда буду впереди". И этой клятве он был верен до конца своих дней. Сослуживцы поэта вспоминали: "...он был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов". В то же время отличался трезвым расчетом. В бою при речке Валерик, длившемся "6 часов сряду", поручик Лермонтов "исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы".
- В Лермонтове соединились лучшие качества, присущие русскому человеку и русскому офицеру. Посмотрите, как он относился к народам Кавказа, с которыми воевал. Да, он боевой офицер, давал присягу и обязан был защищать интересы России, но в его произведениях о Кавказе вы не найдете ненависти, жесткого неприятия врага. Он ценил в противнике желание защитить свой дом, никогда не проявлял слепой жажды мести, злобы. Воевал, потому что это была его стезя, его клятва, - говорит Тамара Мельникова.
Пройдя школу войны, а это была тяжелая школа, он остался верующим человеком. И строчки из Евангелия, занесенные В.Ф. Одоевским в записную книжку Лермонтова, были важны поэту и понятны. Война не убила его ранимую душу. Один из современников Лермонтова, Ю.Ф. Самарин, вспоминал: "Помню его поэтический рассказ о деле с горцами... Его голос дрожал, он был готов прослезиться. Потом ему стало стыдно, и он, думая уничтожить первое впечатление, пустился толковать, почему он был растроган, сваливая все на нервы, расстроенные летним жаром. В этом разговоре он был виден весь".
- Вот о чем нужно говорить с детьми на уроках в школе. Но кто составляет для них учебники? Почему все выскоблено из нашей исконной литературы в угоду моде? Я думаю, что школьную программу нужно делать заново, - говорит Тамара Мельникова. - Пока музеи живы, они берут на себя функцию учителя, наставника и проводника. "Тарханы" представляют собой тот самый культурный код, который помог сформировать гения, и мы постарались воссоздать эту среду и погрузить в нее сегодняшних школьников. Пусть ненадолго. Но когда дети выходят отсюда, у них совсем другие лица, другие глаза.
Цифры
За 55 лет работы Тамары Мельниковой 17 тысяч экспонатов скомплектовано, 8,5 тысячи - отреставрировано. Проведено 38 1502 экскурсии, 15 804 лекции, 1458 выставок, 2,5 миллиона массовых мероприятий. Изготовлено 100 тысяч изделий народных ремесел. Принято 9 093 188 посетителей. Ежегодно музей-заповедник принимает до 300 тысяч туристов.