06.04.2023 18:40
Авто

Российский авторынок показывает все больше признаков восстановления и готов перейти к росту

Текст:  Александр Чупров
Российская газета - Федеральный выпуск: №75 (9020)
Судя по всему, март стал последним месяцем, когда отмечалось падение российского авторынка. Уже начиная с апреля кривая продаж должна пойти вверх, однако рост будет относительным, ведь он основан на рекордно низкой базе прошлого года, говорят эксперты.
Из России за год ушло около 40 автомобильных брендов. Пришло - около 10. / Сергей Булкин/News.ru/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Российский авторынок показывает все больше признаков восстановления - последняя неделя марта стала лучшей по объему реализации за последний год. Тем не менее по итогам всего месяца продажи новых автомобилей все еще остались в минусе. Как сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК", в марте россияне приобрели 69,9 тыс. легковых машин, это на 11% меньше, чем годом ранее.

Правовые аспекты эксплуатации транспорта эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

Заметим, что в конце февраля был исчерпан бюджет программы льготного автокредитования, а возобновлена она была как раз в последних числах марта. Таким образом, результат прошлого месяца демонстрирует рыночный уровень спроса без учета господдержки. Безусловно, госпрограмма влияет на рынок, говорит директор по развитию и корпоративному управлению компании "Нижегородец" Алексей Макаров.

"В те месяцы, когда программа льготного автокредитования заканчивается, спрос резко падает и покупатели ждут, когда господдержка возобновится", - констатирует Макаров.

Положительный результат продаж в 2023 году будет при любом раскладе, но он основан на очень низкой базе прошлого года

По его мнению, эта неравномерность неблагоприятно сказывается на рынке: не позволяет планировать на долгое время вперед. Глобальная задача по поддержке отрасли, скорее, должна состоять не в стимулировании спроса со стороны государства как ситуативной "инъекции", а в системной работе над снижением ценообразования и созданием конкуренции на рынке между производителями, считает эксперт.

В свою очередь, директор по развитию ГК "Прагматика" Александр Шапринский отмечает, что по состоянию на март 2023 года из России ушло около четырех десятков автомобильных брендов, которые присутствовали на рынке в марте прошлого года, а пришло около 10 новых марок. Было очевидно, что нынешний март окажется по объему продаж новых машин хуже прошлогоднего. Но в целом автомобильный рынок в марте 2023 года можно оценивать с позитивной точки зрения.

Каждый десятый новый автомобиль продается по параллельному импорту

Всего с начала года продажи новых автомобилей в нашей стране составили 171,3 тыс. единиц, что на 35% ниже показателя за январь - март 2022 года. Однако уже с апреля российский авторынок, скорее всего, начнет демонстрировать рост, который сохранится и по итогам всего года, ожидают эксперты "Автостата".

Дело в том, что как раз в апреле прошлого года рынок новых легковых автомобилей в России упал до очень низких значений (менее 30 тыс. шт.), а отметку в 50 тыс. единиц он преодолел лишь в ноябре. Таким образом, в апреле 2023 г. (при сохранении текущих тенденций) авторынок способен выйти "в плюс" и продолжать показывать рост до конца года.

Согласно базовому прогнозу "Автостата", в 2023-м будет продано 780 тыс. легковых машин (+25%). В случае оптимистичного развития событий рост может составить и 39% - до 870 автомобилей. Негативный сценарий предусматривает реализацию 630 тыс. машин (+0,5% к 2022-му).

Таким образом, положительный результат продаж должен быть при любом раскладе, однако нужно иметь в виду, что это обусловлено исключительно низкой базой прошлого года, который стал худшим в истории российского авторынка. По сравнению же с докризисным 2021 годом (более 1,5 млн машин) уровень продаж в нынешнем году будет примерно вдвое ниже.

"Низкая база - это ситуация, когда мы будем видеть цифры, которые не будут отражать реальный тренд. Прежде всего потому, что низкая база была сформирована не рынком, а внешними факторами и покупательским поведением, основанном на эмоциях. Но для статистики это, безусловно, будет положительный тренд", - комментирует генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.

По мнению руководителя дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Дениса Решетникова, объемы реализации новых автомобилей в этом году будут зависеть от нескольких факторов: экономическая и политическая обстановка, курс рубля, доступность моделей у дилеров, платежеспособность россиян. При этом основным фактором останется ценовая политика производителей. Чем доступнее будут автомобили по цене с учетом расширения ассортимента не только китайскими, но и отечественными и иранскими моделями, тем выше будет уровень продаж по итогам года.

Легковые авто