11.04.2023 12:27
Общество

Сильнейший за 60 лет пеплопад на Камчатке. Чем опасен для самолетов вулканический пепел

Текст:  Наталия Ячменникова
Сильное извержение на вулкане Шивелуч произошло в ночь на 11 апреля. Сообщается, что пепловое облако после извержения поднялось на 15 километров, распространилось на 500 километров к северо-западу от Шивелуча и продолжает двигаться.
Читать на сайте RG.RU

Вулкану присвоен наивысший "красный" код авиационной опасности. Чем опасен для самолетов вулканический пепел?

Яркие кадры последствий извержения вулкана Шивелуч на Камчатке

Вот что рассказал "РГ" президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Валерий Шелковников:

- Те частицы, что представляют опасность для самолетов, плывут на критической для авиации высоте 8-12 километров. Попадая в двигатели, они могут быстро выводить их из строя. Известный случай: в 1982 году у "Боинга-747" авиакомпании British Airways, который попал в облако пепла от извержения вулкана в Индонезии, отказали все четыре двигателя. Лишь чудом удалось избежать трагедии".

На Камчатке началось мощное извержение вулкана Шивелуч с выбросом пепла

Эксперты ИКАО считают, что полеты небезопасны при любой концентрации пепла. Даже самой низкой. В настоящее время ситуацию с облаками вулканического пепла непрерывно отслеживают метеоспутники. Им помогают метеостанции, запускаемые на аэростатах, и наземные станции, оборудованные лидарами. А проще - лазерными локаторами. Все данные оперативно обрабатываются и поставляются в аэронавигационные службы по всему миру.

Ученые заявили о возможности повторного выброса вулканического пепла на Камчатке

Существуют ли какие-то международные рекомендации, где прописаны действия экипажей и авиакомпаний в подобных ситуациях? Есть общий документ ИКАО, название которого говорит само за себя: "Вулканический пепел. План действий при непредвиденных обстоятельствах". Разработаны руководства для экипажей воздушных судов и авиадиспетчеров по действиям при вулканической деятельности. Особенно это важно при выполнении дальних рейсов. Летчикам приходится или выбирать маршрут в обход очага, или "подныривать" под облако, или, наоборот, перелетать с набором высоты. Соответствующие инструкции передаются на борт.

На Камчатке засняли с воздуха покрытый пеплом поселок Ключи

Но надо заметить: осознание того, что информация об извержениях вулканов должна передаваться авиационным службам, пришло далеко не сразу. И только после трех случаев попадания пассажирских самолетов в облака вулканического пепла появилось новое направление в исследовании явлений, влияющих на безопасность полетов.

Некоторые мировые авиакомпании начали устанавливать на своих самолетах детекторы облаков вулканического пепла. По сути, это тот же метеолокатор. На борту самолета размещается инфракрасное оборудование, с которого изображения поступают на дисплеи пилотов и на дисплеи диспетчерской службы. Эти изображения позволяют пилотам видеть облака вулканического пепла за 100 километров вперед и на высотах от 5000 до 50 000 футов. То есть экипажи могут вовремя скорректировать план полета и обойти облако.

Извержение вулкана Мауна-Лоа на острове Гавайи

В свою очередь у диспетчеров появляется возможность построить точную модель распространения вулканического пепла в режиме реального времени. А значит, держать открытыми большие участки воздушного пространства, вместо их тотального закрытия во время извержения вулканов. Перебои в воздушном движении сводятся к минимуму.

Извержение вулкана на испанском острове Пальма
Наука