Причины реформы
Инициатива о едином реестре военнообязанных связана не с мобилизацией, а с необходимостью модернизации системы воинского учета, заявлял ранее журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
К созданию поправок привел опыт проведения мобилизационных мероприятий осенью прошлого года. "Он выявил серьезные недочеты и проблемы в сфере воинского учета, - пояснил глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов. - Это происходило в связи с отсутствием единых баз данных со сведениями о гражданине и составе его семьи". По его словам, ключевая задача в этой связи создание современной информационной базы воинского учета на основе успешных практик цифровизации государственных услуг.
Как будет работать единый реестр
Цель - минимизация личного общения граждан и военных комиссариатов. Для этого создается единый реестр воинского учета. "Большую часть мероприятий, на которые граждане тратили свое время, нервы, в век информационных технологий можно просто выполнить в автоматизированном режиме", - пояснил Андрей Картаполов.
Теперь организация воинского учета будет осуществляться военными комиссариатами с использованием государственного информационного ресурса, где будут собраны данные о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета.
Как будут "вручать" повестки
Согласно документу, сохранится старый способ вручения повесток в бумажном виде под роспись лично. Повестки, кроме того, будут рассылаться письменно, с уведомлением о вручении. Добавятся и другие способы - через портал "Госуслуги" и многофункциональные центры.
"Доступ к информации в реестре повесток может быть предоставлен через личный кабинет и единый портал госуслуг", - заявил Андрей Картаполов.
Постановку на воинский учет, включая первичную постановку, снятие с воинского учета будет происходить без личной явки граждан в военный комиссариат. Однако мероприятия по медосвидетельствованию и профессиональному отбору будут проводиться уже после явки гражданина в военкомат.
Повестка считается врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе. Это если речь об электронной повестке. А письменная повестка - со дня ее доставки и вручения под роспись либо отказа от ее получения.
Если повестка не получена
Не получившие повестку граждане, подлежащие призыву, обязаны явиться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня начала следующего призыва. "То есть если сейчас идет весенний призыв, человек не получил повестку по какой бы то ни было причине, к нему никаких вопросов нет, но в осенний призыв (после его начала) он сам обязан в течение двух недель явиться в военный комиссариат", - пояснил глава профильного комитета.
Ограничения для уклонистов
"Те, кто добросовестно выполняют свой конституционный долг и те, кто уклоняются от военной службы, не должны быть в равных условиях, поэтому те, кто уклоняются, должны нести за это ответственность", - подчеркнул глава комитета по обороне.
Для граждан, не явившихся по повестке, устанавливаются обеспечительные, то есть ограничительные меры. Первое - это запрет на выезд. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, не смогут выехать из России со дня получения ими повестки и до явки в военкомат. Одновременно направят предупреждение о последующем применении других мер в случае неявки через 20 дней.
Следующие ограничительные меры для настаивающих на уклонении - запрет на управление транспортным средством и их регистрацию, табу на регистрацию индивидуальных предприятий и в качестве самозанятого, запрет на регистрацию недвижимости, на кредиты и займы. Органам государственной власти регионов предоставляется право устанавливать дополнительные меры в виде ограничения на получение гражданами выплат, льгот, мер поддержки и иных преференций, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Можно ли обжаловать
В течение суток с момента явки либо подтверждения уважительных причин гражданином решение об ограничениях отменяется.
Вводится досудебный порядок обжалования введения ограничительных мер гражданами в срок до пяти дней. Досудебный порядок не является обязательным и не препятствует обращению в суд.
Когда все это заработает
Вступление федерального закона в силу предусматривается со дня его официального опубликования.
Есть ли "подводные камни"
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала не искать двойного смысла в законе о создании единого реестра воинского учета. "Я скажу уже честно и прямо: то нафталинное состояние, в котором находились наши военкоматы, когда сотрудники сидели с тетрадками в линеечку и рукой вели учет, ну это же невозможно, мы уже в другом веке живем, - пояснила сенатор. - Этот закон направлен на осовременивание работы военкоматов, облегчение их труда, конечно, на большую защищенность и удобство для наших граждан". По словам Матвиенко, необходимость в данном документе назрела давно, а Минобороны уже несколько лет вело работы по формированию электронной системы воинского учета с привязкой к "Госуслугам".