18.04.2023 14:09
Культура

Впервые в России прозвучала оратория Генделя "Воскресение"

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №87 (9032)
В Концертном зале им. П.И. Чайковского в исполнении Камерного оркестра Musica Viva под руководством Александра Рудина и квинтета солистов состоялась российская премьера оратории La Resurrezione ("Воскресение"), написанной 23-летним Георгом Фридрихом Генделем. В исполнении, как и положено, были задействованы исторические инструменты - теорба, виола да гамба, а также орган-позитив и два клавесина, что придало особое настроение этому вечеру.
В исполнении оратории, согласно партитуре, были задействованы исторические музыкальные инструменты. / Предоставлено Московской Филармонией
Читать на сайте RG.RU

Как очевидно из названия, это сочинение посвящено главному христианскому празднику - Пасхе. Это единственная "пасхальная" оратория Генделя, остальные его произведения относят к "постовым". Она написана на итальянском языке, обозначена автором "священной ораторией" и посвящена событиям между Страстной пятницей и Пасхальным воскресением. Либретто написано Карло Сигизмондо Капече, придворным поэтом королевы Польши Марии Казимиры, которая жила в изгнании в Риме.

В центре сюжета, естественно, персонажи литургической драмы и вечное противостояние добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти в конфликтных диалогах, от скорби - к надежде в чувственных ариях. Непримиримые крайности олицетворяют Люцифер, торжествующий мнимую победу, и Ангел, утешающий трех верных последователей Христа: Марию Магдалину, Марию Клеопову и юного Иоанна - будущего евангелиста и автора "Апокалипсиса".

Мировая премьера состоялась в Пасхальное Воскресенье 1708 года в Риме. И, по воспоминаниям очевидцев, была "обставлена с величайшей пышностью" при поддержке маркиза Франческо Русполи, покровителя Генделя в то время. Но событие было ознаменовано и грандиозным скандалом: Партию Марии Магдалины на первом представлении исполнила сопрано Маргарита Дурастанти, хотя участие певиц было строжайше запрещено папским эдиктом. И папа Климент XI был крайне недоволен этим фактом. И в остальных исполнениях уже пел кастрат.

Московская консерватория начала продажу абонементов нового сезона

Московская премьера, конечно же, была лишена подобной коллизии. Но ансамбль солистов оказался уж очень пестрым. Бас Владимир Красов (Lucifero) не мог справиться с партией и постоянно грубо комиковал на грани с пародией. Меццо-сопрано Мария Остроухова (Santa Maria Cleofa), казалось обладает отличными вокально-техническими данными для барочного исполнительства, но почему-то в данном случае была крайне монотонна и неточна стилистически. Сергей Годин (San Giovanni Evangelista) - наоборот, был очень чувственным в своем исполнении, что соответствовало образу последователя Иисуса, а тембр его тенора светлый, манера пения - мягкая и аккуратная. Певцу лишь остается обрести свободу в верхнем регистре и выучить партию так, чтобы не столь сильно зависеть от нот на пюпитре. На высоте исполнительского успеха были обе сопрано Лилия Гайсина (Maria Maddalena) и Диляра Идрисова (Un Angelo) - их выступление оказалось практически безупречным: элегантные голоса, почти ювелирная точность во фразировке удачно соседствовали с вполне современной страстностью характеров их героинь. Камертоном же премьеры был оркестр Musica Viva Александра Рудина, подтвердивший свой статус одного из лучших в России коллективов на территории барочного музицирования: когда, слушая музыку, абсолютно точно ощущаешь, что по Генделю Христос - это Солнце.

Классика