Екатерина, в этом году фестиваль сохранил и даже подчеркнул свой международный статус: на фоне геополитических проблем в Петербург прибыли артисты не только из Латинской Америки, но из Франции и Венгрии. Насколько сложно было встретиться - и организаторам, и танцовщикам?
Екатерина Галанова: Трудностей было много, и в первую очередь психологических. Многие опасались, что в сегодняшних условиях фестиваль может попросту не состояться. И даже дружественные нам артисты долго колебались, стоит ли приезжать. У DANCE OPEN более чем двадцатилетний опыт добросовестного и дружеского сотрудничества со многими коллективами в разных странах, но всех приходилось убеждать, что сегодня наш фестиваль особенно нужен. Сложности были и логистические, потому что путь из любой точки мира сегодня удлинился во много раз - это и перевозка декораций, и перемещение самих артистов. И естественно, все это повлекло финансовые трудности. Но нам кажется, что как никогда было важно не останавливаться, не брать паузу - именно сейчас, когда риски были максимальными. Тем самым, я считаю, мы сломали лед - и невероятная сила объединения тех, кто приехал, поможет нам всем в будущем.
В нас поверили заново - по всем пунктам! На будущий год уже есть большое количество желающих принять участие в фестивале DANCE OPEN, в том числе из Европы. И теперь мы точно знаем, что справимся со всеми сложностями и даже можем уже выбирать.
Самая большая ценность этого опыта - трудно быть первыми. После нас другим будет легче: мы пробили лбом дверь, в которую смогут пройти все остальные.
Как удается в принципе организовывать фестивали такого уровня в сегодняшнее непростое время? Что было самым сложным за последние три года?
Екатерина Галанова: Сначала - держать удар, которых было тысяча и один, а потом - быть максимально гибкими, потому что ландшафт трудностей менялся ежесекундно. В пандемию приходилось оформлять огромное количество разрешительных документов, были ограничения на заполняемость залов - иногда нам даже приходилось возвращать деньги за театральные билеты, а у артистов были трудности с репетициями, потому что европейские театры тотально закрывали на карантин. Так что за эти три года все мы научились просто делать свое дело и не отчаиваться, даже когда кажется, что все пропало.
В этом году мы, конечно, столкнулись с негативным отношением и буквально переламывали ситуацию в свою пользу - с помощью убеждения, аргументов, народной дипломатии наших коллег и при огромной поддержке российских консульств и посольств. И, конечно, весомом участии правительства Санкт-Петербурга и Министерства культуры РФ. Кроме того, в этом году впервые партнером нашего фестиваля выступил ПАО "Газпром" - а без этой поддержки у нас просто не было бы шансов.
Поддержка социально-ориентированного бизнеса дает нам возможность еще шире продвигать просветительские проекты, а объединяющая сила искусства невероятна, я даже не знаю, что еще так работает. Искусство способно преодолевать границы и разрушать предубеждения, и мы очень признательны нашим партнерам за то, что они помогают нам это делать.
Довольно часто участие в фестивале принимают труппы, программы которых выросли из народного танца - фламенко, маламбо, даже танго. Почему народная эстетика выходит на большую сцену?
Екатерина Галанова: DANCE OPEN вырос из мастер-классов, и одна из главных задач фестиваля - поддерживать статус Санкт-Петербурга как балетной столицы мира и центра балетного образования мирового уровня. Но также с самого начала мы декларировали открытость всем стилям и жанрам.
Народный танец давно интегрирован в классический балет. Он является неотъемлемой его частью, ну и потом, он наполнен энергетически, это мощная и серьезная часть культуры в целом. А классика, в конце концов, конечна. Поэтому нужно давать себе возможность смотреть по сторонам - иначе не будет развития. Нам безумно интересно и смешение стилей, и режиссерские эксперименты, и современный танец как таковой, и пластический dance-театр.
Маламбо, кстати, который мы показали в этом году - совершено эстрадная история и в определенном смысле для нас это было "неформат". Поэтому мы даже не ожидали, что он будет иметь такой успех - с овациями стоя. Но еще раз подчеркну, что слово Open в нашем случае - это открытость всему новому и интересному.
Традиционно кульминация фестиваля - Гала-концерт DANCE OPEN. Как вы придумываете его концепцию и что первично - участники или идея?
Екатерина Галанова: На этот вопрос нет ответа, это как извечный вопрос про курицу и яйцо. У нас есть dream-лист, который в течение года обновляется и пополняется: кого из артистов мы хотели бы видеть в гала-концерте. И есть представление: какую хореографию мы хотим показать, ориентируясь на хореографов, на новации, на новые постановки. Но мы не стремимся показать премьеру только ради премьеры - во главу угла ставятся интересная хореография и мастерство исполнителя. Довольно часто мы предлагаем танцовщикам выучить что-то специально для нас, и в этом году такой хореографии - специально для фестиваля - было довольно много. Однако, если мы не находим достойный номер для высокого уровня артиста или исполнителя для интереснейшей хореографии, они не попадут в гала-программу. Зато других ограничений нет - мы позволяем себе включать в программу все интересное, что находим.
В программе гала Dance Open-2023 значительное место занимали номера в исполнении танцовщиков из ведущих театров России. Это некий продюсерский компромисс или реальный запрос публики? Насколько зритель фестиваля заинтересован в современной российской хореографии?
А каков горизонт планирования? Есть ли у вас, скажем, уже сейчас лист ожиданий на следующий фестиваль?
Екатерина Галанова: раньше горизонт планирования составлял пять-шесть лет, и это было предметом гордости - к нам стоят в очередь, мы можем снимать сливки и отбирать самые интересные спектакли, но при этом работать комфортно и спокойно, размеренно. Сегодня об этом можно только мечтать: в пандемию планировать получалось едва ли на полгода вперед, а в этом году мы делали фестиваль тоже почти "с колес". Но мы его сделали, и это самое главное - на следующий год у нас снова есть очередь и возможность выбирать.
В программе гала Dance Open-2023 значительное место занимали номера в исполнении танцовщиков из ведущих театров России. Это некий продюсерский компромисс или реальный запрос публики? Насколько зритель фестиваля заинтересован в современной российской хореографии?
Екатерина Галанова: Ежегодно Фестиваль привозит и русские труппы, и русских танцовщиков, и не потому, что это простое решение, а потому, что это решение единственно возможное. Ведь уровень мастерства и профессионализма наших ребят по- прежнему высочайший. В этом году мы привозили Пермский балет с невероятной и очень эффектной программой, с большим фрагментом в Гала выступил "Урал балет" и, конечно, очень значительную часть в финальном концерте станцевали солисты Большого театра России. Мы стараемся показать в Санкт-Петербурге последнее и новое, что было в Большом. Например в этот раз показали фрагмент из балета "Чайка" Юрия Посохова, "Танцемании" Вячеслава Самодурова. Были и новые номера, например, хореография Александра Сергеева и Алессандро Каггеджи.
Какое направление современного искусства близко лично вам?
Екатерина Галанова: Я очень люблю театральность во всех ее проявлениях и мне близок dance-театр. Очень жаль, что из-за ковида мы многое не смогли привезти, но мы уверены, что когда-нибудь сможем - а сейчас нужно продолжать работать.