26.04.2023 10:51
Общество

Почему "простое" изобретение нижегородцев получило золотую медаль "Архимеда"

Текст:  Антон Дерябин (Нижний Новгород)
Российская газета - Неделя - Приволжье: №91 (9036)
Помните из школьной физики, что такое Архимедов винт? Это цилиндр, на который навита сплошная спиральная лопасть. Совпадение или нет, но на XXVI Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий "Архимед" золотую медаль получил проект "Транспортно-технологическое средство с роторно-винтовым движителем для движения по льду". Такой движитель (РВД-типа) и есть, по сути, Архимедов винт. Разработчики проекта - команда из Нижегородского государственного технического университета (НГТУ).
Читать на сайте RG.RU

Смысл проекта, на который, кстати, получен Евразийский патент, необычайно прост: нижегородцы придумали сделать пилообразную насечку на переднюю часть винтовой лопасти роторов. Конечно, не так все банально и насечки делаются по определенным расчетам, но все же, почему такое, казалось бы, элементарное изобретение, так высоко оценили на престижном конкурсе?

Дело в том, что оно решает старейшую и, казалось бы, неразрешимую проблему машин с роторно-винтовым движителем - отсутствие стабильности движения таких машин по льду. Проще говоря - ее мотает из стороны из-за любого ледяного бугорка. Ну и, казалось бы, бог с ним, с роторным движителем, есть же гусеничная техника. Но, машины с РВД гораздо проходимее любой техники на гусеницах. Это касается и льда, и болот, и глинистых почв. Хороши они и для Арктики.

- Если такой ротор или шнек идет по ледовым торосам, он их просто крушит. Или если шуга плавает, то этот шнек выполняет уже роль тягового винта. И выход на лед у шнековой машины гораздо лучше,- пояснил "РГ" ведущий автор проекта, начальник управления научно-исследовательских и инновационных работ кафедры "Автомобили и тракторы" НГТУ, доктор технических наук Владимир Беляков. - Такую машину для спасения на льду и в мерзлой воде уже заказала "Роснефть" для своих буровых платформ. А еще есть иловые поверхности на дне океана, и вот для передвижения по такому дну машины на шнеке идеальны.

По словам Владимира Белякова, НГТУ уже много десятков лет занимается шнеко-роторными машинами. Они единственные на сегодня в мире, кто за последний год реально построил такие машины - для Китая и Болгарии. Австралийцы и нидерландцы уже ушли с рынка, американцы забыли эту тему сразу после войны во Вьетнаме.

"Всем нам нужно усвоить великое изобретение". Как Пушкин вошел в историю первой железной дороги России

Благодаря новому изобретению нижегородцев "коническая заходная часть винтовой лопасти каждого из двух роторов на длине, равной длине одного витка, имеющая пилообразную форму" (фраза из патента - прим. ред.) вгрызается в лед при любой прочности льда, независимо от веса машины. При этом необходимое усилие врезания лопасти в лед обеспечивается противоположно направленным усилием врезания винтовой лопасти параллельного ротора, расположенного по другому борту. Так происходит стабилизация движения,- прямолинейному и плавному движению машины уже ничто не мешает.

Нижний Новгород Наука