"Главное - бойца живым вытащили!"
Один из тех, кто проходит сейчас реабилитацию в Центре, 38-летний Юрий - родом из шахтерского городка Краснодон. Как рассказывает сам, повоевать ему в своей жизни пришлось много.
- Сначала нес в армии срочную службу, когда Донбасс еще входил в состав Украины. Потом начался 2014-й год, пришлось защищать Родину с оружием в руках. Ну, а после объявления специальной военной операции сразу записался добровольцем, - вспоминает боец.
На фронт Юрий ушел в начале марта 2022-го. А 18 апреля уже "словил" пулю под Попасной.
- Я был штурмовиком. Завязался бой с противником, нашего товарища ранило. Вот когда мы выносили его на себе, по мне и прилетело, я даже сразу и не понял, что это такое в лицо попало… Да и не до того было - главное, мы нашего бойца живым вытащили.Потом с ним в госпитале встретились, он мне "Спасибо, брат!" сказал. Кстати, штурм прошел успешно, мы тогда целый район взяли, - с гордостью говорит мужчина.
Хоть Юрий и бодрится, мол, "да что там у меня за ранение,чепуха!", но дело все-таки серьезное. Пулей ему оторвало часть носа и верхней губы, выбило передние зубы. Да, это не потеря руки, ноги или перелом позвоночника, но тем не менее…
У Артема из Луганска, которому тоже сейчас помогают красноярские врачи, ситуация еще сложней. Он тоже был ранен в бою, пуля прошла через нижнюю челюсть, вырвала верхнюю, выбила глаз… Разумеется, ни о каком возвращении мужчины к нормальной, полноценной жизни без искусного протезирования и восстановления целостности лица не может быть и речи. Именно этим сейчас и занимаются красноярские специалисты.
Нос гуляет сам по себе
- Мы помогаем людям, нуждающимся в коррекции врожденных и приобретенных челюстно-лицевых дефектов, с 2015 года. В большинстве случаев такие дефекты являются следствием травм или онкологических заболеваний в области головы или шеи, - говорит директор Центра, доктор медицинских наук, профессор Сергей Николаенко. - Эпитетика - это раздел протезирования, охватывающий замещение отсутствующих частей лица или тела при помощи съемных или несъемных силиконовых конструкций -эпитезов. Они необходимы в случаях, когда устранение дефектов с помощью аутоткани не может дать качественный эстетический и функциональный результат.
Говоря простым языком, здесь с помощью силиконовых протезов людям помогают обрести привычную внешность, да так, что посторонний человек даже не догадается, что у его собеседника съемное, к примеру, ухо. Или нос.
- Бывший пациент рассказывал: был за рулем и остановил его за какую-то оплошность сотрудник ГИБДД. Пациент разволновался, нечаянно дернул себя за нос, а тот возьми да останься у него в руке! Ведь это был протез, который мы ему когда-то ставили!Инспектору чуть с сердцем плохо не стало, когда он увидел нос, который гуляет сам по себе - прямо как в повести Гоголя, - вспоминает Сергей Николаенко.
По словам профессора, систему лицевой коррекции "эпитез" изобрели в Германии, где после второй мировой войны по понятным причинам было особенно много пациентов с травмами такого рода. Красноярские медики приобрели на нее права, адаптировали к российской системе здравоохранения и получили патенты. Сейчас научно-производственный Центр едва ли не единственный в нашей стране производитель этой уникальной системы силиконовых конструкций. Спрос на нее есть, и еще какой!
Протез - дело долгое
Как говорят в "Эпитетике", благотворительными проектами здесь занимаются давно, делают это в содружестве с НКО "Подари улыбку" и обществом православных врачей Красноярского края имени архиепископа Луки при поддержке Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона. После начала СВО стало ясно - технология будет очень востребована у тех, кто получил в боях пулевые и минно-взрывные травмы лица.
- Так и случилось. Еще в прошлом году мне позвонил глава департамента здравоохранения Луганской республики и попросил помощи в реабилитации группы пациентов. Конечно, мы согласились, ведь ребята, не жалея себя, отдали для спасения Родины все, что могли! - рассказывает руководитель Центра.
…Восстанавливать человеку лицо - задача долгая и очень непростая, каждый такой случай индивидуален. Сначала проводится тщательная диагностика повреждений, учитывая, что первичную помощь раненому уже оказали на поле боя, а затем в военном госпитале. И все равно это целая череда операций, в первую очередь, с пересадкой и наращиваем тканей. Если же возможность пересадки отсутствует, в дело вступает заместительная терапия, в виде конструкций из силикона.
Сам протез изготавливается по трехмерной индивидуальной модели с учетом анатомических особенностей, он восполняет мягкие ткани и кожный покров человека. В месте отсутствующего органа вживляется специальная металлическая конструкция - их изготавливают тоже в Красноярске, на базе конструкторского бюро акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Радиосвязь". Потом к этой конструкции прикручиваются магниты, благодаря которым силиконовый протез легко и удобно фиксируется.На все действия уходит около года. И человек получает возможность начать жизнь с новым старым лицом - в прямом смысле этого слова.
Поставить на системные рельсы
Сейчас Центр готов принять до 400 человек в год. В том же Луганске уже ждут своей очереди не менее десятка пострадавших бойцов. На сегодняшний день этап протезирования финансируется за счет средств Социального фонда РФ, а хирургический планируется включить в перечень видов медицинской помощи, оказываемой на средства Фонда обязательного медицинского страхования. Как говорит Сергей Николаенко, сейчас идет активное обсуждение - как поставить эту работу на системные рельсы, подключив, в том числе, министерство здравоохранения Красноярского края. Ведь, к сожалению, число героев, которые нуждаются в реабилитации подобного рода, будет расти.
…Тем временем луганский парень Артем на днях смог сам увидеть, как в Центре для него изготавливают протез глаза. Цвет подбирают максимально близкий к тому, что сохранился.
А Юрий в ожидании следующего этапа реабилитации изучает культурную программу Красноярска.
- Жена в Краснодоне осталась, каждый день звоним друг другу. Так она уже лучше меня ваш город с помощью интернета изучила, советует мне - куда сходить, что посмотреть. Вот недавно на "Столбах" был, по острову Татышев прогулялся, посетил краеведческий музей. В ближайшие выходные хочу в парке флоры и фауны "Роев ручей" побывать, он же на всю страну известен, - рассказывает мужчина.
Напоследок признается:
- Очень долго к Красноярску привыкнуть не мог. У нас же как - то самолеты боевые взлетают, то вертолеты стрекочут. А здесь ночью проснусь - тишина…
Правительство Красноярского края поддержало предложение комитета по охране здоровья Законодательного Собрания региона о выделении в этом году дополнительных средств для краевого госпиталя ветеранов войн. Речь идет о капитальном ремонте крыши и приобретении реабилитационного оборудования. Это сделано, в том числе и в рамках исполнения поручений президента России по максимально быстрой и эффективной помощи участникам специальной военной операции. Общая сумма дополнительных расходов - 57,5 миллиона рублей, она уже заложена в расходы во время недавней корректировки бюджета края.