Однако сегодня прежней уверенности я уже не чувствую. За последний год против нашей страны было введено такое количество бессмысленных санкций, что появление еще одной такой же исключать нельзя. Провальный опыт отключений от SWIFT, нефтяных "потолков" и запретов на поставку стиральных машин, похоже, Запад ничему не научил. Так что ввести полный запрет, конечно, могут, однако он опять, уже в который раз, кончится ничем.
В этой связи полезно разобраться, откуда взялась новая санкционная инициатива. Очевидно, наши стратегические противники, которые в прошлом были партнерами, анализируют опыт антироссийских санкций и, так же как и мы, приходят к выводу об их неэффективности. Дальше они лезут в историю и смотрят, в каких случаях санкции сработали. И находят один-единственный пример - санкционное наказание Ирака, введенное в 1990 году и растянувшееся на 13 лет. Действительно, тотальные торговые запреты стали для него экономической катастрофой, так что последующая американская оккупация воспринималась местными по принципу "лучше ужасный конец, чем ужас без конца".
Однако тут надо помнить, что Ирак - экономически слабое государство, полностью зависящее от экспорта нефти. Санкции имели всеобщий характер, в них участвовал весь мир, так что обойти их было практически невозможно. С тех пор все изменилось. Мировое большинство в антироссийских санкциях не участвует и присоединяться к Западу в этом деле совершенно не стремится. К тому же Россия - совсем не Ирак по силе и разнообразию экономики. Однако западные политики этого не понимают. Если сработало тогда, почему не сработает сейчас?
В этом смысле они похожи на поклонников карго-культа, возникшего на тихоокеанских островах после Второй мировой войны. Американцы, наступая на Японию, сбрасывали своим солдатам грузы с воздуха, строили базы и аэродромы на островах. При этом часть снабжения доставалась аборигенам как плата за услуги. Они видели, как сверху на парашютах спускаются желанные блага мировой цивилизации, или же их выгружают из грузовых самолетов.
Когда война закончилась, самолеты перестали прилетать. Тогда местных жителей осенила идея: надо чтобы на заброшенных базах снова появились самолеты, как это было во время войны. Тогда прежняя жизнь возобновится, и снова появятся желанные грузы. И они принялись строить среди джунглей из подручных материалов макеты американских самолетов, иногда очень похожие на оригиналы, и молиться возле них о даровании нового карго.
Современные европейские политики делают то же самое. Они пытаются повторить успешный иракский опыт в совершенно других условиях, которые делают его неприменимым.
И тут становится понятным их иррациональное поведение. Мы-то считали, что они разумные люди, могут без труда просчитать последствия своих действий, понять, что западные санкции против России не сработают, после чего с ними можно будет договориться. А на самом деле у них в голове идеи на уровне тихоокеанских аборигенов, поклонников карго-культа.