Открытие всесоюзного значения
Николай Захарьев родился в 1902 году в небольшом городке Малоархангельске в Орловской губернии. После окончания гимназии он поступил на краткосрочные земельные курсы в Орле. Когда учеба там подходила к завершению, Николай встретил своего знакомого Владимира Клюева, который рассказал, что в городе открылся новый университет. Николай поступил на агрономическое отделение без особых трудностей.
В Среднюю Азию Николай Захарьев попал в начале 30-х годов. Приехал он сначала в Алма-Ату (ныне Алматы), а через два года перебрался на Тянь-Шань. В Советской Киргизии тогда из-за недостатка пищи и неправильного питания, а также низкой калорийности кормов поголовье скота уменьшалось. Требовались срочные меры для его спасения.
Во Фрунзе был образован научно-исследовательский институт (НИИ) животноводства. Захарьев стал одним из инициаторов открытия специального подразделения, которое стало заниматься разработкой методик рационального кормления животных. На тот момент это было одно из новых направлений науки.
- Пропадая месяцами в командировках, он исследовал пастбища и растения, часто встречался с чабанами, с которыми делился своими идеями, и выслушивал их советы, - рассказал корреспонденту "РГ" заведующий лабораторией биохимии Института биотехнологии, заслуженный деятель науки Кыргызстана, лауреат Государственной премии КР, профессор Юрий Быковченко. - Именно Захарьев в свое время стал первым, кто предложил обратить внимание на кормовую ценность растений, произрастающих на высокогорных пастбищах. Он же выступил против употребления в пищу борщевика, который тогда активно применялся в ряде областей России. По сути, Захарьев разработал своеобразную методику здорового и правильного питания для животных. В 1950-м году его докторская диссертация по профильной теме стала настоящим открытием всесоюзного значения. Методика Захарьева активно применяется и сегодня. Более того, она стала базой для разработки новых технологий!
Одновременно Николай Ильич работал над созданием новой породы крупного рогатого скота. Итогом титанического труда стала знаменитая на весь СССР порода коров - алатауская. Для ее выведения Захарьев использовал местных производителей, а также быков из Швейцарии и российской Костромы. По качеству новая порода превзошла все ожидания. Она была хорошо приспособлена к высокогорью и резко континентальному климату, обладала высокой продуктивностью и давала рекордные надои.
За эти достижения Николая Ильича удостоили Государственной премии СССР. Захарьев заслуженно получил звание академика. А в 1969 году Указом Президиума Верховного Совета за большие заслуги в развитии науки Захарьеву присвоили звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
Тулуп под микроскопом
Коллега Захарьева Анна Волкова родилась в Пензенской области. После школы решила поступить в Саратовский ветеринарный институт. На факультете микробиологии она была единственной девушкой. А в Среднюю Азию судьба ее, как и Николая Ильича, занесла в начале 30-х, но по несколько иному маршруту. Сначала Анна Александровна прибыла в Узбекистан, а в 1938-м году переехала во Фрунзе. Она стала работать в ветеринарно-бактериологической лаборатории, реорганизованной позже в научно-исследовательскую ветеринарную опытную станцию.
Для животноводов Киргизской ССР Волкова стала кем-то наподобие доброй феи. Колхозники считали за честь пригласить ее в дом. Люди в селах говорили: если приехала Анна Александровна, колхозное стадо будет здоровым.
- В 1938 году в республике стали погибать ягнята, - рассказал государственный и общественный деятель КР, заведующий лабораторией института биотехнологии НАН Акрам Мадумаров. - Падеж был угрожающих размеров. Бывший в то время первым секретарем Киргизии Максим Аммосов хватался за голову. Установить причины болезни долгое время не удавалось, а традиционное лечение не давало результата. После длительных исследований Волкова выявила причину. Ею оказалась анаэробная дизентерия. Анна Александровна разработала метод дифференциальной биологической диагностики возбудителя этого вируса, создала активную сыворотку и предложила использовать вакцины против дизентерии овец. Разработанные ею препараты от инфекционных заболеваний в прямом смысле вырывали животных из лап смерти. Некоторые ее открытия, такие, как, к примеру, метод бактериологической диагностики бруцеллеза при помощи пункции молочной железы, успешно внедрили во многих республиках СССР.
В 1942 году Анна Александровна возглавила ветеринарно-биологическую лабораторию. Ей теперь приходилось не только проводить исследования, но и решать хозяйственные проблемы. Но характер у Волковой был твердым. Об отступлении перед трудностями не могло быть и речи. Она продолжала лично выезжать на места вспышек инфекционных заболеваний, несмотря на погоду и время суток.
- В одном из районов на севере республики из-за укусов клещей начали гибнуть коровы, - вспоминает один из учеников Волковой, доктор ветеринарных наук, профессор Кубан Арбаев. - Приехала Анна Александровна. Холод за - 40 градусов. Велела принести тулуп, вывернула наизнанку, надела на себя и пошла в поле. Очень долго там ходила. Потом пришла, разделась, упаковала тулуп и увезла с собой. Оказывается, таким образом она собирала клещей, которые прицепились к меху, чтобы потом изучить их в лаборатории и разработать защиту для животных.
За вклад в развитие ветеринарии в Киргизии Анна Александровна была удостоена многочисленныхнаград. В их числе - Государственная премия СССР в области науки и техники. Волкова также получила звание академика, хотя были в чиновничьей среде те, кто пытался этому противиться. Кому-то из бюрократических кругов казалось, что достаточно отметить вклад Анны Александровны в развитие науки поскромнее. Ее предлагали удостоить званием члена-корреспондента Академии наук Киргизской ССР. Но с этим, к счастью, категорически не согласился занимавший в то время пост первого секретаря ЦК Компартии республик Исхак Разаков.
- Анну Волкову я знаю, и многие знают о ее работах, - заявил Разаков. - Так почему же она недостойна звания академика?
Бедная родственница
Сегодня, по мнению большинства ученых КР, наука в стране находится в незавидном положении бедной родственницы. На финансирование исследований выделяются крохи, а зарплаты академиков подчас ниже, чем у официантов в ресторанах. Не до сенсационных открытий.
- Отмечая сегодня 120-летие двух выдающихся ученых - Анны Волковой и Николая Захарьева, мы хотим достучаться до чиновников, чтобы напомнить: у республики есть наука, и ее необходимо развивать, - заявил академик, заслуженный деятель науки КР, доктор ветеринарных наук, профессор и директор института биотехнологии НАН КР Асанкадыр Жунушов. - Без поддержки государства мы не выживем, но ведь и страна существовать без науки не может. Республике и нам как воздух необходимо заниматься подготовкой национальных исследовательских кадров, проводить исследования, расширять связи с коллегами за рубежом.
Сам Асанкадыр Жунушов, кстати, - специалист в области биотехнологии и патологии животных. Его работы, а их более двухсот, посвящены вопросам животноводства и ликвидации особо заразных болезней. Труды ученого переведены на несколько языков и известны в странах СНГ и дальнего зарубежья. Они востребованы везде, однако, увы, не на родине. Но это уже совсем другая история...