04.05.2023 10:31
Власть

Экономист Родион Федоров: В условиях санкций мы будем вынуждены вернуться к Госплану

Экономист Родион Федоров: В условиях санкций мы будем вынуждены вернуться к Госплану
Текст:  Родион Федоров (к.э.н., экс-министр торговли ЯАССР)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №97 (9042)
Поступивший в Госдуму закон о северном завозе побудил старшие поколения жителей Арктики вспомнить о советских временах, когда населенные пункты бесперебойно снабжались лучшим, зачастую даже дефицитным товаром.
Читать на сайте RG.RU

Ждать этого от нового закона, безусловно, нужного, но весьма запоздалого, без сопутствующих перемен во всех смежных отраслях, думаю, пока не стоит. Как бы мы сегодня ни ориентировались на западные модели экономики на примере тех же США, нельзя забывать то хорошее, что было в нашей стране в советский период. А Север тогда обеспечивался в первую очередь.

Вопрос жизнеобеспечения арктических зон в СССР был связан с бурным развитием экономики и освоением богатств Севера. По сути это происходит и сейчас. Но тогда экономика была плановой и распределение ресурсов шло в рамках фондовой дисциплины.

Была централизованная система снабжения, которая предусматривала защиту потребностей за год. Все контролировалось Госпланом заранее, и это давало стабильность. Например, по продовольственным и непродовольственным товарам существовала система доставки в условиях франко-станции назначения на территорию республики.

Что это такое? Доводились контрольные цифры по производству и отгрузке этих товаров и продукции, а транспортные расходы до пунктов получателя оплачивались из бюджета. То есть производители сами отправляли груз и оплачивали его доставку дорожно-водным сообщением до Якутска.

Ямальские депутаты озвучили предложения для федерального закона о северном завозе

При этом в связи с ограниченным сроком навигации данный груз подлежал первоочередной поставке железнодорожным и водным транспортом. Товар привозили поездами на перевалочную базу и оттуда сразу грузили на речные суда. Так было по всей территории Арктики: на Колыме, Индигирке, Лене...

Тогда были ответственные структуры, по-современному операторы, которые занимались северным завозом. Например, Главсевероторг при Министерстве торговли РСФСР, который имел перевалочные базы в Москве, Ленинграде, Архангельске, Владивостоке, Хабаровском крае и на Сахалине. Это было очень удобно. При этом во Владивостоке работало предприятие Дальинторг, где мы могли брать дефицитные товары, импортируемые из Вьетнама, КНР.

Кроме минторговли обеспечением занимался еще и Центросоюз СССР, представителем которого являлся местный потребсоюз "Холбос", снабжавший сельские районы. Помимо этого, его сотрудники занимались заготовкой пушнины, рыбы, а также встречной торговлей товарами повышенного спроса.

Третьей обеспечивающей линией была система рабочего снабжения - УРСы и ОРСы. Министерство геологии, министерство цветной металлургии, Якуталмаз, Алданзолото и все крупные комбинаты имели собственные управления рабочего снабжения с своей сетью реализации. Возьмем, например, западную Якутию. Якуталмаз и министерство цветной металлургии обеспечивали ее из собственных фондов.

Амакинская экспедиция, как союзное подразделение мингеологии, имела свой ОРС - отделение рабочего снабжения. Поэтому нюрбинские школьники ели яблоки, тогда как в сельских районах фрукты были большой редкостью. Так возникала социальная несправедливость: в промышленных районах было все, а в сельскохозяйственных многого не хватало. Но лучше всех обеспечивалась Арктика, почему туда и стремились многие жители СССР.

В СССР была система централизованного и гарантированного обеспечения товарами северных районов со стройной системой доставки

Тогда в связи со сложной транспортной схемой завоза были нормативы запасов. Например, с Черска до Андрюшкино - 420 километров. Дорога открывается раз в год. По зимнику завозили товары на два года вперед. Также с запасом снабжались другие населенные пункты побережья: Тикси, Чокурдах, Усть-Куйга. В другие населенные пункты, тот же Якутск, товары завозили на 365 дней вперед.

Система государственного регулирования цен делилась на три пояса и разница между ними была минимальной. На все товары были установлены твердые прейскурантные цены. Нарушение дисциплины цен каралось законом и это тоже давало стабильность.

Можно подытожить - в СССР была система централизованного и гарантированного обеспечения товарами северных районов со стройной системой доставки.

Я думаю, что в новых условиях санкций мы будем вынуждены вернуться к Госплану. Должен быть единый орган, который возьмет на себя контроль за всеми компаниями, обеспечивающими тот же северный завоз.

Даже в 1950-1960-е годы грузы на Север завозили по Севморпути и судами Дальневосточного морского пароходства. Баржи подходили к берегу, их там разгружали речные суда. Тогда использовались маленькие трех- и пятитонные контейнеры. Был налажен их безномерной обмен. Тысячи их сейчас разбросаны по побережью Арктики…

Почему северный завоз делает товары в труднодоступных районах Архангельской области непомерно дорогими

Многие ошибочно считают, что республика тогда могла сама обеспечить себя молочной продукцией, мясом, птицей, овощами, ведь в каждом селе люди занимались сельским хозяйством, и оно было развито на порядок лучше, чем сейчас. По каким-то параметрам - да, может и могли, но отсутствовали условия для хранения продукции.

Самым страшным для севера Якутии стал 1992 год. Министерство торговли ликвидировали, пароходство погибало, автотранспортные перевозки встали, шла сплошная приватизация по двум моделям. Фондов нет. Предприятия закрывались. Переход с плановой экономики на рыночную был слишком резким. А ведь Якутия - "завозная" республика, у нас не было времени ждать, когда все наладится. Выручили запасы, накопленные благодаря системе опережающей поставки.

Я принимал участие в разработке закона о северном завозе. Половина его приходится на нашу республику. В 2000-е годы глава региона Вячеслав Штыров доказал, что северные тарифы надо дотировать, и он добился финансирования. Однако после его ухода все это кануло в Лету. Нет понимания, что северный завоз нельзя сажать на кредиты. А в новом законе финансирование доставки осталось прежним - за счет заказчика - и поэтому я считаю его неэффективным.

Думаю, рано или поздно Россия придет к созданию госкорпорации, которая будет отвечать за доставку, станет регулировать цены, контролировать качество и ассортимент товаров.

Регионы Якутия